>>В стране, в народе реально была каста, которая формировалась, управляла, использовала общественный продукт по своему усмотрению и обеспечивала себе более высокий уровень потребления.
>
>Это взгляд снизу из «простонародья». Также были касты студентов, питавшихся по льготным талонам, рабочих спецпредприятий, в столовую которых «мент не пустит» и т.д.
>Я не отвергаю существования перегибов в снабжении руководящих работников, я об этом как системе достоверно очень мало знаю, а среди моих знакомых: директоров и парторгов предприятий все это выглядело не так мрачно, хотя они и питались и отоваривались отдельно от других. Но в них не был распространен дух стяжательства, а обособленность имела понятные причины и была неизбежна.
Так говорить политэкономически неправильно. Здесь весь вопрос в науке, а не в перегибах или стяжательстве. С. Г. Кара-Мурза пишет, что сама постановка вопроса о трудовой теории стоимости и эксплуататорском классе неправильная.
А проблема в том, что в рамках классической политэкономии (в том числе и марксизма) она правильна. И ничего лучшего никто не предложил. Даже Сталин долго думал, и ничего не удумал.
>Разговоры такого рода должны предполагать системный уровень - как можно без конфликта организовать общенародную собственность. Мой опыт таких предложений показывает, что разработать систему можно, можно прийти к согласию при любом разумном количестве разработчиков, но обеспечить согласие людей, нежелающих вдаваться в детали – невозможно. Всегда будут те, кто, не дав себе труда вникнуть, увидит образование антинародной касты.
Зачем же так мрачно. Я слов "антинародный" не произносил. Я хочу, чтобы было научно корректно. Ничего конкретного "искателям подлинного Маркса" не возразили. Но как бы доказывая на практике справедливость их взглядов во время "радикальных реформ" и перестройки эта самая номенклатура возглавила приватизацию и переход к рынку и как бы конвертировала своё господствующее положение в частную собственность.
Хотелось бы всё-таки услышать, в чём именно в данном вопросе не правы Маркс с Адамом Смитом и Мамардашвили.