|
От
|
И.Т.
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
15.10.2011 00:47:31
|
|
Рубрики
|
Россия-СССР; Крах СССР;
|
|
С.Кара-Мурза: «Если бы у ГКЧП выгорело, Горбачев встал бы на его сторону»
http://www.km.ru/front-projects/gkchp/esli-u-gkchp-vygorelo-gorbachev-vstal-na-ego-storonu
15:14 12.08.2011
«Если бы у ГКЧП выгорело, Горбачев встал бы на его сторону»
Известный российский ученый, социолог, политолог, публицист Сергей Кара-Мурза полагает, что события августа 1991 года стали большой провокацией, направленной на развал страны, причем абсолютно управляемые члены ГКЧП стали жертвами этой провокации.
Сергей Кара-Мурза (km.ru)
«Я не считаю, что события 19-21 августа 1991 года были «восстанием патриотов» или тем более госпереворотом, как это пытаются представить некоторые эксперты и СМИ, поскольку члены ГКЧП, по сути, представляли всю партийно-номенклатурную советскую верхушку страны, т. е. высший эшелон советской правящей элиты. Думаю, что гэкачеписты и в страшном сне не могли себе представить, что их действия будут восприняты именно как восстание. Кстати говоря, ведь над ними потом состоялся суд, который также не увидел в их действиях какого-то серьезного состава преступления, связанного с заговором против существующей власти. Конечно, сами побуждения этих людей были весьма патриотическими. И суд также признал, что действия участников ГКЧП были мотивированы опасностью распада страны. Следует также иметь в виду, что это были люди, преданные Горбачеву и, я бы сказал, абсолютно проверенные, прошедшие через сито административно-командной системы. Т. е. ничего такого, что противоречило бы воле своего начальства, они просто не могли совершить. Соответственно, вопрос о возможной отмашке, полученной ими от Горбачева, не такой уж праздный. Более того, по воспоминаниям некоторых участников «путча», президент СССР чуть ли не прямым текстом сказал им что-то вроде «поступайте как знаете». Горбачев пытался разыграть немудреную комбинацию, чтобы присоединиться к победителю. Если бы у ГКЧП выгорело, он, скорее всего, встал бы на его сторону.
Однако планы ГКЧП провалились, потому что «путчисты» так и не решились перейти от слов к решительным действиям. Горбачев по своим личным качествам не мог сознательно развалить СССР. Для того, чтобы реализовать эту задачу, было необходимо осуществить большую провокацию с тем, чтобы заменить Горбачева на Ельцина с его новой политической бригадой.
Кто организовал эту провокацию? Я думаю, что правящая верхушка США была в курсе происходящего. Если и могли быть какие-то сомнения насчет того, что речь идет о провокации, то разве что в самый первый день после объявления о введении ЧП. Уже на следующий день лично у меня не было никаких сомнений в том, чтобы перед нами разыгрывается хорошо поставленный спектакль. Впрочем, его участников использовали, что называется, втемную. Неслучайно у Янаева так тряслись руки. Судя по всему, члены ГКЧП поняли, что попали в ловушку. После чего они сразу же бросились в Форос к Горбачеву, но тот их не принял. С другой стороны, арестовать Ельцина и его команду они тоже не могли. Как я уже говорил, это ведь были не настоящие повстанцы, которые могли действовать, не спросившись у того же Горбачева. В результате ненадолго введенные в столицу войска уже в среду вывели, причем без всяких внятных обоснований, по команде – так же, как и ввели. И сделали это, как только поняли, что их вовлекли в качестве исполнителей в провокацию, которая была организована реформаторской верхушкой. Об этом говорит сам факт отвода войск без всяких переговоров с тем же Ельциным (хотя тот ведь на самом деле не одержал никакой убедительной победы) и обоснованного решения. Повторюсь: это был прекрасно поставленный спектакль, причем его основных участников использовали «вслепую». Кстати, репетицией августовского «путча» стали события в Вильнюсе. Это была похожая по типу операция с аналогичными результатами.
Говоря о событиях 19-21 августа 1991 года, хочу также отметить, что не считаю, что Горбачев и Ельцин находились в непримиримой вражде (впрочем, этот факт не отменяет взаимную межличностную неприязнь). Просто они выполняли разные роли в большом политическом спектакле с зарубежными постановщиками. И никакой самодеятельностью в нем даже не пахло».