Ты прав, этот вопрос надо задавать. И именно в такой формулировке: ДЛЯ ЧЕГО.
Я сейчас попытаюсь предложить свой вариант ответа.
Анализируя цифры по добыче нефти, я вдруг обнаружил интересный момент. После падения СССР нефтедобыча и соответственно потребление нефти в России резко упало. Но возрос экспорт. Падение нефтедобычи в России шло до 1998 года, отслеживая общее падение экономики России. С 1998 года начался подъем. Но вот что характерно. Практически весь рост добычи сырой нефти конвертировался в экспорт собственно нефти и нефтепродуктов из нее. Главным образом в Западную Европу.
Какой напрашивается вывод? А вот какой. Западная Европа к концу 80-х была на грани начала экономического краха по причине ограниченности энергетических возможностей. Дополнительную нефть было просто неоткуда брать. Рост мировой добычи замедлился, но продолжался. Однако темпы роста мировой добычи еле поспевали за ростом спроса на нее у новых растущих экономик Южной Кореи, Китая, Юго-Восточной Азии.
Единственным мощным энергетическим донором для Западной Европы мог быть Советский Союз. Но свою нефть он главным образом потреблял сам. Не слишком эффективно с точки зрения КПД двигателей, не слишком эффективно в смысле выхода нефтепродуктов из сырой нефти. Но эффективно с точки зрения развития собственного хозяйства. Нефть превращалась не в 20 тонн мусора в год на душу мирового населения, что к началу 1990-х обеспечили миру капиталистические экономики "золотого миллиарда"(сейчас цифра уже близка к 50 тоннам), а в дороги, трубы, дома, научные результаты по всему фронту науки, и т.д.
Западная Европа к тому времени уже съела практически все резервы роста экономичности двигателей, резервы экономии энергии за счет оптимизации всего и вся. Реально запас еще был. Скажем, в двигателях еще был резерв оптимизации самого процесса горения топлива за счет электронного управления. Но к началу 90-х эта возможность была туманной.
К середине 80-х и в США стала осознаваться перспектива назревающего энергетического голода. Голода не объективного, но неустранимого без изменения самого уклада жизни, который подхлестывал к росту энергопотребления.
Ведущие политические и финансовые структуры Запада осознавали нависшую над "золотым миллиардом" угрозу. Я в начале 90-х читал книжку какого-то приезжавшего в 1990-91 годах в СССР немецкого философа, считавшегося на Западе крупной фигурой. Из книжки просто сквозило: "золотой миллиард" ведет себя по отношению к "третьему миру" аналогично нацистам. И расплата неизбежна. Надо что-то очень сильно менять.
Но менять общественный уклад не позволяло нацистское по сути мировоззрение "золотого миллиарда". А тот уклад, который хотелось сохранить, уклад обеспечивавший возвышенное, господствующее над миром положение, был при всех ухищрениях технической и организационной экономии - недопустимо энергоемким. Скажем, сейчас, только по нефти душевое потребление США это 3.2 т в год, Западной Европы - 2.5 т, в богатой нефтью России с ее гигантскими пространствами и соответствующими дикими расходами топлива в необходимых сухопутных перевозках и поездках 0.9 т. Мировое среднедушевое потребление сейчас около 0.42 т в год. Причем это же "средняя температура по больнице". Из 3.1 млрд. т добычи около 2 млрд. т потребляют США и Западная Европа. Россия своей собственной нефти потребляет около 130 млн.т, включая затраты на переработку в нефтепродукты, уходящие на экспорт. А это на сегодняшний день по российским НПЗ около 30% от перерабатываемого сырья. Огромная экономика Китая потребляет 400 млн. т. На уровне среднемирового душевого потребления. А в абсолютной цифре - в 5 раз меньше США и Западной Европы.
Вопрос о потреблении нефти принципиален. Монетарное господство над миром неотделимо от торговли. А торговля лишь тогда доминирует, когда перевезти товары легче, чем произвести их на месте. Пока нефтедобыча росла, нефть не была дефицитом, торговля душила местные экономики. Во имя собственного господства. Мы, мол, те, кто обеспечивает разделение труда, - главные в этом мире. Хрен вам в форме собранного изготовленных всем миром комплектующих "Суперджета", вместо целиком отечественного Ту-134.
Но когда речь зашла о потолке добычи нефти, остро встал вопрос о средствах продления господства финансов и торговли.
Разрушение экономики СССР, потреблявшей слишком много энергоресурсов отнюдь не на пользу мировому господству монетаризма и его агента торговли, а наоборот на развитие жизни там, где ее ранее не было, - стало необходимым для продления агонии монетаризма. Нефть, ранее работавшая в экономике СССР, обеспечила 20 лет благополучия "золотого миллиарда".
Есть одна интересная фраза, которую я слышу в ответ на разговоры о нефти даже от коммунистов: "Ну что-нибудь взамен придумают!"
Продление агонии все 20 лет было в расчете на то, что "что-нибудь придумают". Придумали. До 20% посевных площадей в Западной Европе обеспечивают 30% потребностей Западной Европы дизельном топливе. Хотя само ДТ только в нефтяном балансе ЗЕ составляет 40%(39, если быть точным). Для сохранения монетарного уклада надо либо разучиться есть, либо серьезно уменьшать население. Очень серьезно. Современный западноевропейский дефицит ДТ около 50 млн. т в год покрывается приблизительно 25 млн.га посевных площадей. При типичной урожайности зерновых 50-60 ц/га и норме потребления продуктов земледелия как прямо, так и через корма в животноводстве, около 1 т на душу, речь сегодня идет о ненужности 125-150 млн. душ западноевропейского населения. Не объективной, от Бога ненужности. А об их излишности для монетарного уклада.
Теперь уже кратко резюмирую:
СССР пал для того, чтобы поддержать существование монетарного уклада начинающей становиться дефицитной нефтью - за счет разрушения собственного советского потребления нефти. СССР пал ради создания "трубы".
Пал в расчете на то, что за время существования "трубы" удастся найти способ продления жизни монетарного уклада.
Ситуация донельзя анекдотичная. Очередной раз напоминаю высказывание Гермеса. Рассудок Бог дает всем, а разум дается в награду за богоугодные дела.
Так вот как разума Господь западной еврейской=евро-американской цивилизации не дал. Есть емкое русское слово, которым не побрезговал и Сталин в конце июня 1941 года. Так вот, эти самые евреи и подчиненные им европейцы, американцы и японцы предоставившуюся им фору в 20 лет натурально просрали.
Ну а для нас гибель СССР была - "передышкой похабного Бреста".
У нас, тех, кто любил советский строй, готов был бороться за него, не было сколько-нибудь перспективных ходов. Оставался единственный ход, который нужно было еще и нащупать в идеологическом тумане: ДЕРЖАТЬ РОССИЮ. Кто какими средствами может. Вплоть до бандитских. Бандиты ведь в начале 90-х остановили распад экономики из-за всеобщего кидалова внутри возникшей бизнес-среды. Взял кредит - и поминай как звали. Взял товар - и не расплатился. Бандиты это паскудство прекратили. Завалив собственными телами: десятками и сотнями тысяч почти безмозглых пацанов, находивших свою пулю в разборках.
Кто-то держал Россию, не позволяя рухнуть предприятиям. Кто-то пахал, сеял и собирал урожай бесплатно, потому как НАДО. Кто-то занимался наукой в промерзающих опустевших лабораториях.
Нашим делом было - стоять и умирать. И мы выстояли!
боян - Кравченко П.Е.11.11.2011 22:00:27 (45, 872 b)
13% - Иванов (А. Гуревич)11.11.2011 10:57:46 (53, 352 b)
Не 13, а 16 - Игорь11.11.2011 12:57:42 (47, 596 b)