Рекомендации Общественного совета при Минобрнауке РФ после анализа дискуссии
http://mon.gov.ru/dok/npa/mon/8276/
Рекомендации Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации, выработанные в ходе заседания 22 февраля 2011 г. - Вопрос "Обсуждение проекта нового образовательного стандарта для старшей школы"
РЕКОМЕНДАЦИИ
Общественного Совета Министерства образования и науки Российской Федерации после обсуждения и анализа общественной дискуссии вокруг принятия новых стандартов образования
Общественный Совет поддерживает идею профильной школы. В таком подходе к школьному образованию мы видим совпадение интересов общества, государства и семьи. Профильная школа отвечает интересам индивидуализации образования, делает выбор семьи и ребенка главным в процессе учебы. Программа обучения становится удобной прежде всего школьнику.
Вместе с тем из представленного документа, а также продолжительной общественной дискуссии вокруг него, позиции и разъяснений разработчиков, на наш взгляд, следует, что проект образовательных стандартов пока не состоялся. Совет НЕ РЕКОМЕНДУЕТ в ближайшее время подписывать приказ о введении новых стандартов для старшей школы. Более того, Общественный совет предложил бы Министерству рассмотреть возможность нового тендера на создании стандартов школьного обучения в старших классах.
На наш взгляд, ни качество документа, ни качество его разьяснения не соответствуют общественным ожиданиям.
Предлагаемые стандарты не дают обществу ответов на вопросы:
- Что должен знать и уметь, по мнению государства, выпускник средней школы.
- Каковы гарантии бесплатного образования.
- Каков формат и содержание итоговой аттестации, и какой обьем изменений здесь ожидает учителей и школьников.
- Будут ли и как переаттестовываться учителя.
- Наконец, каковы у старшеклассника возможности смены профиля обучения.
Мы придерживаемся мнения, что изучением того или иного предмета нельзя воспитать патриотизм, но можно дезориентировать школьников и учителей. Общественный Совет предлагает изьять из новых стандартов школьного образования предмет "Россия в мире". Знания, которые намечается получить в его курсе, вполне могут быть интегрированы в такие предметы, как история, география, литература.
Так же остается неясной программа и принцип подбора преподавательских кадров для еще одного нового предмета - ОБЖ. В любом случае необходимо, на наш взгляд, рассмотреть возможность закончить курс обучения этому либо аналогичному ему предмету в средней, а не в старшей школе.
На наш взгляд, в старшей школе нет необходимости делить программу обучения на обязательные и необязательные предметы так, как это сделано предлагаемых стандартах.
Общественный Совет готов и дальше организовывать и участвовать на любых уровнях и площадках обсуждение новых образовательных стандартов и проекта Закона об образовании.