От Дм. Ниткин Ответить на сообщение
К Вячеслав Ответить по почте
Дата 06.01.2011 14:47:24 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; История; Версия для печати

Да, дело в том, что на войне люди звереют.

>Дело в бессмысленности описываемого насилия. Очень жестокий прагматик это одно, а маньяк-садист совсем другое. Даже в советской пропаганде за белыми не закреплялся образ маньячества. А вот закрепление такового за красными - типичный прием антисоветской пропаганды, потому приведенные материалы и вызывают недоверие.

На войне люди звереют, потому что им надо провести над собой очень тяжкую для психики операцию: принудить себя к убийству других людей. Обычно им в этом помогает пропаганда, объясняющая, что враги - это люди другого языка, другой веры, других обычаев, да и вообще не совсем люди.
На гражданской войне степень насилия над психикой должна быть еще выше, потому что там приходится убивать соотечественников, иногда даже знакомых или родственников.

Поэтому степень фрустрации у человека, участвующего в гражданской войне, куда выше, чем у обычного солдата.

Далее, на особо грязные дела совершенно естественным образом выдвигаются именно маньяки-садисты. Их такая деятельность привлекает, а люди более-менее нормальные стараются держаться от нее подальше.

Могу предположить, что массовые убийства были необходимы победителям именно для закрепления чувства собственной правоты. Своеобразное психологическое самооправдание. Если бы пленных можно было просто отпустить и оставить жить рядом с собой - тогда к чему были предыдущие годы кровавой бани? Может быть, тех людей тоже можно было не убивать?

Так что, полагаю, психологически многое объяснимо. А целесообразность очевидна: наиболее стойкие и последовательные бойцы белого движения, оставшиеся в Крыму - это без пяти минут подполье.

Что касается материалов. Абраменко приводит сохранившиеся в архивах расстрельные списки, где единственное основание для кары - указание на службу в белой армии. Материалы, конечно, не полны, число жертв нуждается в уточнении. Но сам факт массовых расстрелов, по-моему, очевиден.