От Pokrovsky~stanislav Ответить на сообщение
К C.КАРА-МУРЗА
Дата 29.11.2010 10:58:37 Найти в дереве
Рубрики Школа; Версия для печати

Это принципиальный момент!

>Для тех студентов, которые хотят научиться учиться, устроил бы несколько бесед в узком кругу и не слишком формально - об опыте познания, о необходимости вырабатывать свои личные подходы, использовать разные внутренние стимулы для концентрации и тренировки. Если появится такая небольшая группа, она даст надежду и другим, через свои горизонтальные контакты. Без их взаимопомощи всю массу не подвигнуть. Советская школа на этом стояла - друг другу рассказывали, как можно овладеть темой. Это совсем другое, чем речь учителя.

Это принципиальный момент! Учащиеся все и всегда разные, как и люди в целом. У них разная предыстория школьного образования, разная начитанность, разный опыт решения практических задач.
Дети и молодые люди всегда учатся друг у друга. Всему. И плохому, и хорошему. Действительно, важно активизировать именно этот фактор взаимного обучения студентов. Они друг друга и по опущенным в школе знаниям подтянут.

Вопрос, как это практически сделать. Опираться на просто желающих учиться нельзя ни в коем случае. Большинство из просто желающих учиться - желают учиться главным образом из индивидуалистических устремлений. В нынешней обстановке, понятно, когда на уровне президента идет речь о том, чтобы школа учила учащихся конкурировать друг с другом.
Важно выделить из студентов тех, кто готов безвозмездно делиться своими знаниями, причем из идейных соображений. Какие это могут быть идейные соображения? Например, может быть актуализирован патриотический фактор. Если преподавательский состав нацеливает учащихся на овладение знаниями с целью служения Родине, это обязательно найдет отзыв у части учащихся. Это по глазам обычно видно. И по положению тела, когда во время занятия ты делаешь соответствующее лирическое отступление, рассказывая нечто интересное. Такие ребята, которых "цепляет", - несколько устремляются вперед.
Но это могут быть далеко не лучшие учащиеся. Теперь важно их самих активизировать и поднять уровень уверенности в собственных силах, давая им возможность проявить свои возможности мышления и заслужить поощрения. И повысить свой вес в глазах остальных.
Голая объективность здесь не нужна. Можно и авансировать.

Приведу пример из личной практики.

На контрольной в выпускном классе средней школы я раздал варианты. А на доске написал несколько задач, за решение каждой из которых без выполнения основной контрольной ставлю "пять". Одна из задач звучала так. По медной трубке, из которой устроили громоотвод, прошел разряд молнии. Трубку в результате сплюснуло. Объяснить физический процесс.
Речь шла о взаимодействии тока с создаваемым им самим же магнитным полем и возникновением силы, направленной внутрь трубки.

Один из учеников, надежный троечник по физике, взялся решать. Его решение было таким: воздух внутри трубки при прохождении разряда прогревается и выталкивается из трубки. После остывания разреженного воздуха внешнее атмосферное давление сжимает трубку.
В целом это решение было сомнительным. Но... была мысль. Я рассказал классу электромагнитное решение. Объяснил проблемы с решением парня. И при этом похвалил его за нестандартную и в принципе грамотную мысль, выставив обещанную пятерку. С этого дня и до конца школы данный ученик по физике троек более не имел. Он устремился вперед. Физика для него расцвела всеми цветами радуги. Он стал ее впитывать, как губка. При этом у него начался подъем и по другим предметам. У него даже плечи развернулись. Вместо сутулости и забитости закоренелого троечника появилась осанка уважаемого классом парня.
А я всего-то проработал две четверти. Т.е. преобразование происходило в считанные недели и месяцы.
И вообще из класса, в котором никто не хотел идти на инженерные специальности, половина пошла именно в инженерные вузы. За две четверти произошел перелом всего мировоззрения. Ребята за счет таких ходов, за счет интересных лирических и исторических отступлений при изложении физического материала увидели для себя интересную и увлекательную перспективу научно-инженерного будущего.

Правда, был еще один элемент методики. Класс я принял в ужасном состоянии. Провалы в знаниях были зияющими. Было понятно, что надо нагонять всю физику, а заодно и часть математики. Я кратко и популярно излагал самое необходимое, объяснял, как решать простые задачки на эту тему. Давал домашнее задание с возможностью потренироваться. А на следующем уроке давал 10-минутную самостоятельную как раз на эту тему. Для всех выдумывал свои варианты - списать невозможно. А вот заглядывать в учебники, советоваться друг с другом - разрешал.
Задачки были одно- двухходовками. Примитив. Главное, владение понятийным аппаратом.
Лексикой физики. Умением переводить одни физические единицы в другие. Способность формулы поворачивать в разные стороны.

Мелкие огрехи разбирал, но за них сильно не снижал оценки. А вот за глупости полного непонимания тех же масштабов окружающего мира - ставил двойки. И обозначал указанные глупости перед всем классом. Типа: для ядра урана девочка получила массу 238 кг. И по ходу решения было видно, что это не описка.

А вот домашние задания не проверял. Проверкой были аналогичые задачки на самостоятельной. Соответственно в домашних условиях нужно было прорешать заданное, чтобы потом не упасть в грязь лицом. Но в домашних условиях можно о чем-то спросить товарища по классу. - Если сам не понимаешь.
Соответственно именно таким приемом я активизировал взаимное обучение учащихся.
Причем традиционные лидеры, которые имели статус за счет наглости, за счет модной одежды, за счет зазубривания, - оказывались вычеркнутыми. Возник спрос на тех, кто умел думать и быстро ликвидировать собственную накопленную безграмотность. И при этом были готовы делиться знаниями с товарищами. Работать не только на собственные оценки.
Результат, как я понимаю, оказался превосходным. И, главное, быстрым.

Есть, правда, одна особенность. В это дело я вкладывал всего себя. Мне было лично нужно сделать из оболтусов, к которым я пришел, достойных людей. Личных усилий я не жалел. И ребятишки остро чувствовали, что они мне небезразличны. Я их через физику делал людьми. Вместе с физикой они от меня получали и философию, и историю, и мораль, и примеры практических приложений тех знаний, которые я собирался им давать.

И я сейчас понимаю, что без этого никакие алгоритмы не сработают.