От Владимир К. Ответить на сообщение
К mysovsky
Дата 25.11.2010 01:24:18 Найти в дереве
Рубрики Школа; Версия для печати

Понятно, что в созданных условиях личные (какие бы то ни было) усилия каждого на своём месте...

... зачастую единственная форма сопротивления новому образовательному
режиму.
Хотя бы сначала.
В этих условиях я практически проработал две высокоуровневых (в смысле
концептуальных) технологии.
1. Мимикрия
2. Параллелизация.

Суть первой в том, что в заданных нормативами рамках, формах, методах
вырабатываются материалы, совершаются действия и т.п., смысл и содержание
которых "извращает" (шуточный термин) официальные установки.
Высший пилотаж при этом - когда с официальной точки зрения и придраться не к
чему, при этом "вирусность" материала высокая.
Не сказал бы, что это лёгкая вещь (ведь следует творчески приспосабливать
нечто к каждому подвернувшемуся случаю), но если оказывается посильным - оно
того стоит.

Пример:
В разрабатываемый материал для аттестации учителей заключаем необходимую
"вирусную" идею.
Замечу, она (идея) нисколько не ухудшает, не делает "искусственным" основной
предмет разработанного материала, а совершенно наоборот: делает его
оригинальным и привлекательным для всех, включая аттестационные органы.

Вот фрагмент текста доклада по ИКТ в начальной школе на научно-практическую
конференцию (учителей обязывают участвовать):

+++
С момента первой в нашей стране постановки задачи внедрения информационных
технологий в школьный учебный процесс прошло уже более двадцати лет.
Любопытно, что за этот вполне солидный срок уровень вычислительной техники и
этих самых информационных технологий вырос экспоненциально - так, как не
вырос уровень, пожалуй, ни в одной другой научно-технологической сфере, но
концептуальные задачи применения их в учебном процессе, будучи определёнными
ещё тогда, остались во многом неизменными и актуальными по сей день.
Так, заглянув, например, в вышедшую в 1988 году на русском языке книгу
английских авторов Р. Вильямс и К. Маклин <Компьютеры в школе> мы найдём
перечень основных применений компьютерных игр и компьютерного моделирования:
а) в качестве награды за успешное выполнение учебного задания;
б) как мотив, побуждающий к серьёзной работе;
в) как средство моделирования исследовательской задачи (ситуации);
г) как средство стимулирования соревновательной и/или кооперативной работы;
д) как способ стимулирования определённого типа мышления;
е) для демонстрации важности и взаимосвязи различных факторов ситуации
(задачи);
ж) как средство обеспечения учащимся возможности упражнения в определённом
виде деятельности, который требует психомоторных и/или познавательных
навыков.

[Тонкий намёк на то, что, к сожалению, мало что улучшилось в применении
компьютеров в образовательном процессе, несмотря на весь прогресс
компьютерных технологий.
А кое-что даже и ухудшилось (в смысле понимания что для чего), что
становится наглядным в приложении к нынешней реальности.
Некоторый просветительский момент тоже есть.]

...
Само собой, применение информационно-коммуникационных технологий в отношении
младших школьников имеет свою специфику. Обусловлена она
психолого-физиологическими особенностями, свойственными данному возрасту, и
учитывать её необходимо с самых неожиданных сторон.
Наиболее наглядно эти особенности проявились в аспекте, который у тех же Р.
Вильямс и К. Маклин в виде частного случая описывается так: <приёмы указания
на ошибки, введённые в программу, могут быть настолько привлекательны на
слух и глаз, что дети предпочтут делать ошибки только для того, чтобы
развлечься>. В общем же виде проблема такова: если <развлекательные>
компьютерные средства визуализации учебного материала начинают довлеть над
содержанием (излишне яркая на фоне основного способа подачи материала
анимация, неожиданный спецэффект), то они перебивают восприятие, отвлекая
или даже переключая внимание детей. Тем более, когда учебный материал
перегружен различными выразительными средствами (множество шрифтов, большое
количество необоснованно применённых цветов, спецэффектов, звуков,
картинок) - само содержание того, что требуется преподнести, в этом
информационном шуме просто теряется. Первые учебные презентации педагогов
получались именно такими. После того, как пришли некоторые умения и опыт,
встала задача приведения интерактивных учебных материалов к виду, по
возможности, исключающему вышеописанный эффект.

[Всем становится завидно. Потому что интерактивные материалы наших
педагогов, как правило - это УГ на M$.
Ну и просветительский момент, в первую очередь.]

...

О возможных перспективах хотелось бы сказать ещё кое-что. Если представить
себе компьютерную среду, обладающую предельными наглядностью и
интерактивностью - то безусловно, первенство здесь за трёхмерными играми,
создающими приближение к виртуальной реальности. Идея подобной
образовательной среды существует давно, но теперь появилась действительная
возможность её реализации. Пусть, хотя бы на начальном уровне. Но и этот
начальный уровень уже способен дать совершенно новое качество. Ведь
использование презентаций, являясь существенным шагом вперёд, всё же
остаётся технологией достаточно близкой по духу <традиционному>,
бескомпьютерному представлению информации в образовательном процессе.
Специальные программные продукты, предназначенные для трёхмерного
моделирования и создания <виртуальной реальности>, конечно, сложнее в
использовании, нежели привычный уже Power Point и его аналоги, но развитие
средств визуальной разработки сделало это различие непринципиальным. И в тех
и других программных средствах производятся визуальные манипуляции с
объектами и настройка их свойств, мало отличающиеся технологически.
Осознание этого факта позволяет надеяться на возможность освоения
соответствующих программных продуктов и получения-таки желанного нового
качественного уровня компьютерных учебных материалов в наглядности,
способности <погрузить в предмет>, индивидуализировать представление
информации. Что касается выбора программных средств - то наибольшее внимание
привлекает обладающий всеми необходимыми возможностями и интенсивно
развивающийся проект Blender.org - свободно распространяющийся
мультиплатформенный пакет для трёхмерного моделирования и создания игр.
Важно и то, что для построения трёхмерного интерактивного пространства в
простейших случаях не требуется умение программировать.
К переводу в трёхмерную среду разрабатываемых педагогами учебных материалов
можно привлечь и кружок увлекшихся трёхмерным моделированием учащихся
старших классов. И не обязательно только своего учебного заведения, ведь
появление соответствующего интернет-сообщества - вопрос недолгого времени.
Сотрудничество заинтересованных учителей и учащихся старших классов, которые
работают вместе для того, чтобы сделать мир урока ярче и интереснее для
самых маленьких учеников - это ещё и большой коммуникативный и
воспитательный потенциал для всех участников.
...

[Думаю, тут всё понятно.
Пнули M$, оккупировавшую наше образование.
Выставили пользователей MS Office ламерами.
Показали новый, куда более крутой, уровень.
Намекнули, что не боги горшки обжигают.
Обозначили пути решения, включая социальный аспект.]

Там, где многоточия - рассказ о том, какие практические достижения в
конкретном учебном заведении и идеологически резюмирующая часть в конце
(всё - упаковка для "вируса").


Суть второй технологии состоит в том, чтобы работать параллельно на два
потока учащихся: типовой и углублённый.
Отрабатываются все официальные требования (иначе уволят нафиг), а вместе с
ними в то же время по отдельной (возможно, даже перпендикулярной официозу)
программе обучаются (на отдельных от прочей массы заданиях, литературе,
методиках) те учащиеся, кого не устраивает официоз.
Проблема в высокой (удвоенной, если не больше) ресурсоёмкости для
преподавателя (и тут неплохо бы поддержаться кооперацией с
единомышленниками).
Притом не следует забывать, что и "избранные", в конечном итоге, должны
суметь пройти официальные тесты и экзамены (то есть и у них нагрузка
повышенная).

В общем, лёгкого способа в рамках типового (с точки зрения "новых
стандартов") учебного заведения не существует.

Кардинальное решение - отдельное учебное заведение.
Но смогут ли они существовать, законно вписываясь в нормативы - интересный
вопрос.
Ведь что-то системное (типа болоньи) могут задать принудительно, так что
нормальный учебный процесс и не организуешь.
(Хотя, конечно, возможна мимикрия при условии "сговора" администрации,
преподавателей и учащихся.
Так, что хотя оно (болонья) вроде есть, а на самом деле не работает.
Но это видится нелёгкой задачей.)
Вон, МГУ прессуют.
И опять-таки, кто оплатит такой отдельный "банкет"?