От А. Решняк Ответить на сообщение
К Monk Ответить по почте
Дата 13.01.2011 14:04:49 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

Россия чтит своего конструктора № 1

12.01.2011 Хрусталев Максим

Итак, вступил в свои права 2011 год, еще в минувшем июле объявленный президентом России Дмитрием Медведевым Годом российской космонавтики. А 11 января премьер Владимир Путин специально приехал в Центр управления космическими полетами в подмосковном городе Королеве, чтобы провести заседание оргкомитета по празднованию полувекового юбилея пилотируемой космонавтики.

Говоря о задачах оргкомитета, глава правительства обратил внимание на необходимость поощрения людей, занятых в ракетно-космической отрасли. «В прошлом году была учреждена медаль «За заслуги в освоении космоса». Предлагаю подумать и о других формах государственного поощрения тех людей, которые вносят существенный вклад в развитие отечественной космонавтики», – сказал Путин. Он также отметил, что все, что связано с космосом и его освоением, является «российским национальным брендом».

И действительно, не случайно, наверное, совпало, что это выступление Владимира Путина произошло как раз накануне 12 января – дня рождения Сергея Павловича Королева, великого конструктора космических ракет, чьим именем, кстати, и назван город, где расположен сегодня Центр управления космическими полетами.

Сергей Королев родился 12 января 1907 г. в городе Житомире в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королева и его супруги Марии Николаевны Москаленко. Еще в школьные годы Сергей отличался исключительными способностями и неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. В 1922-1924 гг. учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.

В 1921 г. Сергей Королев познакомился с летчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет – как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 лет – как автор проекта безмоторного самолета К-5, официально защищенного перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.

Поступив в 1924 г. в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королев за два года освоил в нем общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 г. он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ).

За время учебы в МВТУ С.П. Королев уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. Спроектированные им и построенные летательные аппараты – планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и легкий самолет СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полета, – показали незаурядные способности Королева как авиационного конструктора. Однако его особенно увлекали полеты в стратосфере и принципы реактивного движения. В сентябре 1931 г. С.П. Королев и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф.А. Цандер добиваются создания в Москве с помощью Осоавиахима новой общественной организации – Группы изучения реактивного движения (ГИРД). В апреле 1932 г. она становится по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой создаются и запускаются первые отечественные жидкостные баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.

В 1933 г. на базе московской ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) основывается Реактивный научно-исследовательский институт под руководством И.Т. Клейменова. С.П. Королев назначается его заместителем. Однако расхождения во взглядах с руководителями ГДЛ на перспективы развития ракетной техники заставляют Королева перейти на творческую инженерную работу, и ему как начальнику отдела ракетных летательных аппаратов в 1936 г. удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную – 217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную – 212 с жидкостным ракетным двигателем.

В 1938 г. по ложному обвинению Королев был арестован. По некоторым данным, во время допросов ему сломали челюсть. Автором этой версии является журналист Я.Голованов. Однако в своей книге он подчеркивает, что это – только версия: «В феврале 1988 г. я беседовал с членом-корреспондентом Академии наук СССР Ефуни. Сергей Наумович рассказывал мне об операции 1966 г., во время которой Сергей Павлович умер. Сам Ефуни принимал участие в ней лишь на определенном этапе, но, будучи в то время ведущим анестезиологом 4-го Главного управления Минздрава СССР, он знал все подробности этого трагического события.

Анестезиолог Юрий Ильич Савинов столкнулся с непредвиденным обстоятельством, рассказывал Сергей Наумович. Для того, чтобы дать наркоз, надо было ввести трубку, а Королев не мог широко открыть рот. У него были переломы двух челюстей…». Тем не менее, Голованов даже называет фамилии следователей, избивавших Королева, – Шестаков и Быков, но все же уточняет, что у него нет документально подтвержденных доказательств их вины.

Хотя Королеву инкриминировалась статья, под которую в те годы многие попадали под расстрел, он «отделался», если так можно сказать, приговором на 10 лет заключения плюс еще 5 лет поражения в гражданских правах. Целый год он провел в Бутырской тюрьме, позже успел побывать и на Колыме, и во владивостокских лагерях. Но в 1940 г., вторично осужденный в Москве Особым совещанием НКВД, он был переведен в Центральное конструкторское бюро № 29 НКВД СССР, которым руководил выдающийся авиаконструктор Андрей Туполев, в то время – также заключенный.

Разумеется, и у Королева, и у Туполева, да, наверное, и у большинства их коллег по ЦКБ-29 было достаточно оснований, чтобы обижаться на советскую власть. Тем не менее, угроза самому существованию страны из-за вражеской агрессии заставила их всех плодотворно трудиться на благо обороны своего Отечества. Сергей Королев, к примеру, принимал активное участие в создании и производстве фронтового бомбардировщика Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика.

Это послужило поводом для перевода Королева в 1942 г. в другую организацию такого же лагерного типа – ОКБ НКВД СССР при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. Там Королев со свойственным ему энтузиазмом отдается идее практического использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины пробега самолета при взлете и повышения скоростных и динамических характеристик самолетов во время воздушного боя.

13 мая 1946 г. было принято решение о создании в СССР отрасли по разработке и производству ракетного вооружения с жидкостными ракетными двигателями. В соответствии с этим же постановлением предусматривалось объединение всех групп советских инженеров по изучению немецкого ракетного вооружения «Фау-2» в единый научно-исследовательский институт «Нордхаузен», директором которого был назначен генерал-майор Л.М. Гайдуков, а главным инженером и техническим руководителем – С.П. Королев. В Германии Сергей Павлович не только изучает немецкую ракету «Фау-2», но и проектирует более совершенную баллистическую ракету с дальностью полета до 600 км.

Вскоре все советские специалисты возвращаются в Советский Союз – в научно-исследовательские институты и опытно-конструкторские бюро, созданные согласно упомянутому майскому постановлению правительства. В августе 1946 г. С.П. Королев был назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия и начальником отдела № 3 НИИ-88 по их разработке.

Первой задачей, поставленной правительством перед Королевым как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты «Фау-2» из отечественных материалов. Но уже в 1947 г. выходит постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у «Фау-2», дальностью полета: до 3000 км. В 1948 г. Королев начинает летно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога «Фау-2») и в 1950 г. успешно сдает ее на вооружение.

В течение одного только 1954 г. Королев одновременно работает над различными модификациями ракеты Р-1 (Р-1А, Р-1Б, Р-1В, Р-1Д, Р-1Е), заканчивает работу над Р-5 и намечает пять разных ее модификаций, завершает сложную и ответственную работу над ракетой Р-5М с ядерным боевым зарядом. Идут полным ходом работы по Р-11 и ее морскому варианту Р-11ФМ, и все более ясные черты приобретает межконтинентальная Р-7.

На основе Р-11 Королев разработал и сдал на вооружение в 1957 г. стратегическую ракету Р-11М с ядерной боевой частью, транспортируемую в заправленном виде на танковом шасси. Серьезно модифицировав эту ракету, он приспособил ее для вооружения подводных лодок (ПЛ) как Р-11ФМ. Изменения были более чем серьезные, т. к. делалась новая система управления и прицеливания, а также обеспечивалась возможность ведения стрельбы при довольно сильном волнении моря с надводного положения ПЛ, т. е. при сильной качке. Таким образом, Сергей Павлович создал первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива мобильного наземного и морского базирования и явился первопроходцем в этих новых и важных направлениях развития ракетного вооружения.

Окончательную доводку ракеты Р-11ФМ он передал в Златоуст, в СКБ-385, откомандировав туда из своего ОКБ-1 молодого талантливого ведущего конструктора В.П. Макеева вместе с квалифицированными проектантами и конструкторами, заложив тем самым основу для создания уникального центра по разработке баллистических ракет морского базирования.

По теме Н-3 были проведены серьезные проектные исследования, в ходе которых была доказана принципиальная возможность разработки ракет с большой дальностью полета вплоть до межконтинентальной в рамках двухступенчатой схемы. На основании результатов данных исследований согласно постановлению правительства в НИИ-88 были начаты две научно-исследовательские работы под руководством Королева с целью определения облика и параметров межконтинентальных ракет баллистического и крылатого типов (темы Т-1 и Т-2) с необходимым экспериментальным подтверждением проблемных конструктивных решений.

Исследования по теме Т-1 переросли в опытно-конструкторскую работу под руководством Королева, связанную с созданием первой двухступенчатой межконтинентальной ракеты Р-7 – пакетной схемы, которая и в настоящее время удивляет своими оригинальными конструктивными решениями, простотой исполнения, высокой надежностью и экономичностью. Ракета Р-7 совершила первый успешный полет в августе 1957 г.

В результате исследовании по теме Т-2 была показана возможность разработки двухступенчатой межконтинентальной крылатой ракеты, первая ступень которой была чисто ракетной и выводила вторую ступень – крылатую ракету – на высоту 23-25 км. Крылатая ступень с помощью прямоточного воздушно-ракетного двигателя продолжала полет на этих высотах со скоростью 3 М и наводилась на цель с помощью астронавигационной системы управления, работоспособной и в дневное время.

Учитывая важность создания такого оружия, правительство приняло решение начать опытно-конструкторские работы и силами министерства авиационной промышленности (МАП) (главные конструкторы – С.А. Лавочкин и В.М. Мясищев). Проектные материалы по теме Т-2 были переданы в МАП, туда же были переведены некоторые специалисты и подразделение, занимавшееся проектированием астронавигационной системы управления.

Первая межконтинентальная ракета Р-7, несмотря на множество новых проектных и конструкторских проблем, была создана в рекордно короткие сроки и сдана на вооружение в 1960 г.

В дальнейшем С.П. Королев разрабатывает более совершенную компактную двухступенчатую межконтинентальную ракету Р-9 (в качестве окислителя используется переохлажденный жидкий кислород) и сдает ее (шахтный вариант Р-9А) на вооружение в 1962 г. Позже, параллельно с работами над важными космическими системами, Сергей Павлович первым в стране начал разрабатывать твердотопливную межконтинентальную ракету РТ-2, которая была сдана на вооружение уже после его смерти. На этом ОКБ-1 Королева перестало заниматься боевой ракетной тематикой и сосредоточило свои силы на создании приоритетных космических систем и уникальных ракет-носителей.

Занимаясь боевыми баллистическими ракетами, Королев, как сейчас видно, стремился к большему – к покорению космического пространства и космическим полетам человека. С этой целью Сергей Павлович еще в 1949 г. совместно с учеными АН СССР начал исследования с использованием модификаций ракеты Р-1А путем их регулярных вертикальных запусков на высоты до 100 км, а затем, с помощью более мощных ракет Р-2 и Р-5, на высоты 200 и 500 км соответственно. Целью этих полетов были изучение параметров ближнего космического пространства, солнечных и галактических излучений, магнитного поля Земли, поведения высокоразвитых животных в космических условиях (невесомости, перегрузок, больших вибраций и акустических нагрузок), а также отработка средств жизнеобеспечения и возвращение животных на Землю из космоса (было произведено около 70 таких пусков). Этим Сергей Павлович заблаговременно заложил серьезные основы для штурма космоса человеком.

В 1955 г., еще задолго до летных испытаний ракеты Р-7, С.П. Королев, М.В. Келдыш и М.К. Тихонравов выходят в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Правительство поддерживает эту инициативу. В августе 1956 г. ОКБ-1 выходит из состава НИИ-88 и становится самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначается С.П. Королев. И уже 4 октября 1957 г. С.П. Королев запускает на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли; и слово «спутник» с тех пор – одно из немногих русских слов, известных во всем мире и не нуждающихся в переводе.

Но 12 апреля 1961 г. состоялось событие, еще более великое в истории человечества: первый человек, советский космонавт Юрий Гагарин, совершил космический полет на околоземной орбите! И создателем пилотируемого Гагариным корабля «Восток» был, конечно же, Сергей Павлович Королев.

Действительно, первый космический корабль сделал только один виток: никто не знал, как человек будет себя чувствовать при столь продолжительной невесомости, какие психологические нагрузки будут действовать на него во время необычного и неизученного космического путешествия. Но уже 6 августа 1961 г. Германом Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершен второй космический полет, который длился одни сутки. Затем, с 11 по 12 августа 1962 г., последовал совместный полет космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А.Н. Николаевым и П.Р. Поповичем; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь. На следующий год – с 14 по 16 июня – совместный полет космонавтов В.Ф. Быковского и В.В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6»; изучается возможность полета в космосе женщины. За ними (с 12 по 13 октября 1964 г.) в космосе – экипаж из трех человек различных специальностей (командир корабля, бортинженер и врач) на более сложном космическом корабле «Восход». 18 марта 1965 г. во время полета на корабле «Восход-2» с экипажем из двух человек космонавт А.А. Леонов совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.

Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полетов, Сергей Павлович начинает реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой долговременной орбитальной станции (ДОС). Ее прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль «Союз». В состав этого корабля входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полета предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей «Союз» и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах. К сожалению, Сергей Павлович не дожил до воплощения своих идей в космических кораблях «Союз».

Для реализации пилотируемых полетов и запусков автоматических космических станций С.П. Королев разрабатывает на базе боевой ракеты семейство совершенных трехступенчатых и четырехступенчатых носителей.

Параллельно с бурным развитием пилотируемой космонавтики ведутся работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения. В 1958 г. разрабатываются и выводятся в космос геофизический спутник, а затем и парные спутники «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли. В 1959 г. создаются и запускаются три автоматических космических аппарата к Луне: первый и второй – для доставки на Луну вымпела Советского Союза, третий – с целью фотографирования обратной, невидимой стороны Луны. В дальнейшем Королев начинает разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы (объект Е-6).

Сергей Павлович, верный своему принципу привлекать к реализации своих идей другие организации, поручает доработку данного аппарата своему соратнику – выходцу из НИИ-88, возглавившему в 1965 г. ОКБ им. С.А. Лавочкина главному конструктору Г.Н. Бабакину. В 1966 г. станция «Луна-9» впервые в мире передала панораму поверхности Луны. Королев не стал свидетелем этого триумфа, но дело его попало в надежные руки: ОКБ им. С.А. Лавочкина превратилось в крупнейший центр по разработке космических автоматических аппаратов для изучения Луны, Венеры, Марса, кометы Галлея, спутника Марса Фобоса и проведения астрофизических исследований.

Еще в процессе создания космического корабля «Восток» Королев начал разработку на его конструктивной основе первого отечественного спутника-фоторазведчика «Зенит» для министерства обороны. Сергей Павлович создал два типа подобных спутников для детальной и обзорной разведки, которые начали эксплуатироваться в 1962-1963 гг., и передал это важное направление космической деятельности одному из своих учеников, главному конструктору Д.И. Козлову, в самарский филиал ОКБ-1 (теперь – Центральное специализированное КБ – ЦСКБ), где оно нашло достойное продолжение. В настоящее время ЦСКБ – крупный космический центр по разработке спутников для зондирования земной поверхности в интересах обороны, народного хозяйства и науки, а также по совершенствованию носителей на основе ракеты Р-7.

Сергей Королев дал начало развитию и другого важного направления использования спутников. Он разработал первый отечественный спутник связи и телевещания «Молния-1», функционирующий на высокоэллиптической орбите. Данное направление Королев передал в красноярский филиал ОКБ-1 своему ученику – главному конструктору М.Ф. Решетневу, заложив тем самым основу для рождения крупнейшего центра страны по разработке различных космических систем связи, телевещания, навигации и геодезии.

Еще в середине 1950-х гг. Королев вынашивал идеи запуска человека на Луну. Соответствующая космическая программа разрабатывалась при поддержке Н.С. Хрущева. Однако эта программа так и не была реализована. Возникали и трения с различными ведомствами. Министерство обороны СССР – основной заказчик – не проявляло особого энтузиазма по данному вопросу, да и новое партийное руководство во главе с Леонидом Брежневым считало эти проекты весьма затратными и не дающими непосредственной практической пользы. Конечно, со временем, наверное, Сергей Павлович сумел бы убедить Леонида Ильича в необходимости реализации отечественной лунной программы. Но 14 января 1966 г., спустя два дня после своего 59-го дня рождения, в ходе тяжелой операции по удалению саркомы кишечника Сергей Павлович Королев скончался.

За свои заслуги перед страной Сергей Королев был дважды удостоен звания Героя Социалистического труда. Вскоре после его смерти, в 1966 г., Академия наук СССР учредила золотую медаль им. С.П. Королева «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники». Позднее были учреждены стипендии им. С.П. Королева для студентов высших учебных заведений. В Житомире, Москве, на Байконуре, в других городах сооружены памятники ученому, созданы мемориальные дома-музеи. Его имя носят Самарский государственный аэрокосмический университет, улицы многих городов, два научно-исследовательских судна, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь-Шане, астероид, талассоид на Луне...

И все-таки, наверное, даже этого мало, чтобы действительно по всей мере заслуг воздать дань памяти такому великому человеку.

news.km.ru/rossiya-chtit-svoego-konstruktora-nomer-1