|
От
|
Анатолий Игнатьев
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
15.10.2010 00:25:44
|
|
Рубрики
|
Прочее; Ссылки; Тексты;
|
|
По Европе на велосипеде 100 лет назад
По Европе на велосипеде
Заграничная круговая поездка на велосипеде
Варшава — Берлин — Дрезден — Прага — Вена — Варшава
Ад. Ф. Гриневский
Санкт-Петербург, 1911
«Видеть свет и коловращение людей — есть уже само по себе, так сказать, живая книга и вторая наука».Так объяснял пользу путешествий известный русский «турист» прошлого столетия Павел Иванович Чичиков, похождения которого воспеты нашим гениальным писателем. Неутомимый Павел Иванович, как известно, путешествовал по родным палестинам в бричке, не торопясь. Только при таком способе передвижения, а ещё лучше по образу пешего хождения, является возможность хорошо изучить страну, близко ознакомиться с бытом населения и прочим. При быстрых же переездах с места на место, из одного городского центра в другой, по железной дороге, путешественник обыкновенно знакомится с местными отелями, театрами, ресторанами и тому подобным. Везде он видит почти одно и то же: обезличенную по внешности, благодаря модам, толпу, не дающую понятия о настоящем «народе», о его бытовых особенностях, что можно наблюдать только вдали от городских центров, подальше от рельсовых путей.
Самый удобный, приятный и гигиеничный способ передвижения бесспорно — велосипед, «стальной конь», всегда готовый к услугам путешественника, не требующий корма и особенного за собой ухода. Но для такого путешествия требуется, прежде всего, хорошая дорога; затем самый «конь» должен быть хорошего «завода», — лёгкий на ходу и прочный. Поездка на ненадёжном, часто портящемся велосипеде — одно мученье. Само собою разумеется, что у ездока должно быть сердце в порядке и «ходовые части» должны быть достаточно крепки, чтобы шестичасовая работа ногами в течение дня не вызывала сильной усталости, не позволяющей на следующий день продолжать путь. Проехать по хорошему шоссе 80 вёрст, при скорости 12 вёрст в час, с необходимыми остановками в пути, не затруднит даже «среднего» по выносливости велосипедиста, не говоря о привычных, хорошо тренированных ездоках, которым и 100 вёрст в день нипочём. […]
На велосипеде нами пройдено с лишком 1000 вёрст.
[…]
Целый почти месяц мы пробыли безразлучно вместе. Несмотря на некоторые по началу трения, — всё время нашего путешествия сохраняли дружеские отношения. «Невеличка компания, но честная», — как говорят малороссы. […]
Слава Богу, что ожидаемая многолюдная компания не состоялась. По многим другим соображениям это было бы для меня крайне стеснительно и неприятно.
Нельзя отправляться в продолжительное путешествие с незнакомыми субъектами, явившимися на сборный пункт по публикации. Это хорошо для экскурсии дома, с Петровского острова в Петербурге — в Новую деревню или на Стрелку, причём можно беспрепятственно отстать и улизнуть от компании, если что-нибудь такое вам не понравится.
Самое лучшее совершать путешествие вдвоём, с добрым товарищем, характер и душевные качества которого вам хорошо известны, а также физическая его способность переносить неизбежные трудности пути. Но как трудно найти такого товарища!
Число «настоящих» туристов с каждым годом всё уменьшается.
Велосипед у нас теперь как будто в загоне.
Объясняется это недостаточным знакомством публики с прекрасными целебными свойствами велосипедной езды.
Существует даже среди врачей предубеждение относительно вреда велосипеда. […]
Вместе с полезным упражнением мышц и лёгких, велосипед даёт полный отдых для мозговой деятельности, отвлекая от озабочивающих мыслей. Сев на колесо, вы ни о чём не думаете, иначе рискуете наехать на препятствие и полететь вверх тормашками, или же очутиться в канаве… Это свойство велосипедной езды в особенности ценно для тружеников пера и вообще для нервных субъектов. Велосипед особенно благотворно влияет на нервы и на психику, приводя ездока в хорошее настроение. Превратное суждение о велосипеде явилось результатом усвоенной нашими русскими велосипедистами, юными и пожилыми, безусловно вредной и отвратительной, в эстетическом отношении, гоночной посадки. Ходить пешком безусловно полезно, но ходить на четвереньках — иное дело. Понятно, что при неестественном положении корпуса получается у юных велосипедистов — искривление позвоночника и сужение грудной клетки, а у пожилых спортсменов — являются боли в пояснице и неизбежное отвращение к инструменту, причиняющему мучения.
Очень важное значение имеет при велосипедной езде устройство седла. […] Седло должно быть поставлено на надлежащем месте и непременно в одном уровне с рулём.
Я всегда ездил с рулём выше седла, чтобы сохранять прямую посадку, наклоняясь лишь, когда это нужно, для облегчения работы. Необходимо свободно на ходу распоряжаться правой рукой, держа руль и управляя им левой. Нога в опущенном на педаль положении не должна быть согнута в коленном изгибе. Я знал многих циклистов, годами ездящих и считающих себя опытными, но не соблюдающих этих элементарных правил велосипедной езды. Продолжительный в течение более 25 лет, опыт и последнее описанное здесь тысячевёрстное путешествие дают мне право считать себя несколько компетентным в спорном, по недоразумению, вопросе о пользе велосипедной езды. Я глубоко убеждён, что поездка на велосипеде, подобная нашей, с успехом могла бы заменить лечение на каком либо заграничном курорте, при нервных, желудочных и других болезнях, из-за которых pyccкие пациенты едут в Карлсбад, Мариенбад, Киссинген и другие лечебные водопойные пункты, которые пока никого, в серьёзных случаях, не избавили от болезни. Теперь медициною преимущественно применяются физические методы лечения, заставляющие организм правильно функционировать путём физических упражнений и диеты.
Многим велосипедная езда кажется каким-то трудным искусством, доступным молодёжи и неподходящим для великовозрастного субъекта. Это большое заблуждение. Ездят же верхом престарелые люди! Не всё ли равно?
Я знал многих весьма пожилых циклистов, не уступающих в искусства езды и в выносливости юным «чемпионам». Сам я начал учиться, имея 30 с лишком лет, на первобытном высоком велосипеде «Русский Клуб» (52 дюймов) называемом «Пауком». Падал я с него непозволительным образом, расходуя в больших дозах свинцовую примочку. С того времени я не расставался с велосипедом. «Паук», конечно, получил от меня чистую отставку после введения низкого типа.
Приступая к какому-нибудь упражнению, — каток ли это, коньки, велосипед, — нужно считаться не с метрикой, а с состоянием организма, и не останавливаться перед трудностями в начале. Увлечение велосипедным спортом старика может показаться пожалуй смешным, но не следует обращать внимания на насмешливые улыбки и замечания смешливых идиотов.
«Великий писатель земли русской» граф Л. Н. Толстой, большой поклонник велосипеда, начал учиться езде, имея от роду 65 лет.
В иллюстрациях к известной книге П. Я. Сергеенко — «Как живёт и работает граф Л. И. Толстой» — изображена, между прочим, комната с библиотечными шкафами. К одному из них прислонён бережно сохраняемый «Свифт—Премьер», подаренный графу нежно его любящей супругой Софией Андреевной в день рождения, когда имениннику исполнилось 69 лет. Живя летом в своей Ясной Поляне Л. Н. Толстой ежедневно совершал экскурсии вёрст по 30 и больше. В одно прекрасное утро Лев Николаевич не явился в назначенный час к завтраку, что крайне обеспокоило долго его ожидавших домочадцев. В то время, как на грех, в Ясной Поляне гостила некая знакомая женщина-врач, которая прочла графу целую лекцию о вреде велосипеда и усиленных упражнений в возрасте, приближающемся к старческому.
Выслушав спокойно наставление, Лев Николаевич заметил: «Вот уже 20 лет, как профессор Захарьин запретил мне всякие физические упражнения, предупреждая, что это плохо кончится, и для меня было бы давно плохо, если бы я послушался Захарьина и перестал давать своим мышцам работу, которая меня укрепляет, даёт мне крепкий сон, бодрое настроение».
Вскоре после того Лев Николаевич заменил «стального коня» живой лошадью, так как яснополянские дороги, в распутицу, не позволяли систематически пользоваться Премьером. Конечно, ни велосипедная, ни верховая езда не страхуют ездока от неизбежного конца всяким странствованиям на нашей планете, но наш маститый писатель прожил бы, наверное, ещё десяток лет и не было бы поразившей весь мир, своей неожиданностью астаповской катастрофы, если бы он уехал из дома на велосипеде или верхом, в крайнем случай, ушёл бы пешком… Отправившись на повозке зимою, ночью, под дождём, в осеннем пальто, престарелый философ сел в вагон 3-го класса, из которого поминутно выходил на ходу поезда на площадку, спасаясь от духоты и невыносимого табачного дыма. Помилуйте! Пассажиру 82 года! При таких условиях, и более молодой должен был неминуемо смертельно простудиться.
Finita komedia! 7 июня я проводил моих товарищей утром на вокзал Северной эрцгерцога Фердинанда дороги. При прощании мы расцеловались, прося взаимно предать забвению возникавшие между нами пустяшные недоразумения, не поминать друг друга лихом… С грустным чувством вернулся я в опустевший для меня с отъездом товарищей отель; раздумывая, ехать ли мне в эту самую Венгерскую Буду или махнуть туда в экспрессе? Стыдно колебаться. Жребий брошен! Нельзя не ехать!.. К тому же и ветер западный, вдоль Дуная, — попутный. Я не пожалел, что принял это решение. Велосипедная поездка по Венгрии, где я был впервые, была самой интересной частью всего моего заграничного путешествия и по впечатлениям, и по приключениям. Неприятно было только одиночество, да ещё при незнакомстве с местным языком.
[…]
Причина, по которой русские интеллигенты не любят путешествовать, метко подмечена гениальным нашим поэтом, как известно совершавшим свои далёкие поездки и в Эрзерум, в Кишинёв, в село Михайловское и прочие места не по доброй воле… Причина та, что «мы ленивы и нелюбознательны». Из ста русских, переезжающих границу, 80 едут поправлять здоровье, расстроенное нелепым образом жизни, алкоголем, никотином и тому подобным, человек 12 — по торговым делам и служебным командировкам. И только каких-нибудь несколько человек из сотни едут заграницу с исключительно туристическими целями: осмотреть достопримечательности не только городов, но и посетить живописные места — горы, озёра и прочее. Для таких целей, повторяю, велосипед незаменим, как орудие для передвижения.
Иным кажется, что лучше всего путешествовать на автомобиле. Но много ли у нас таких магнатов, которые могут тратить 3000 рублей в год на одно только содержание собственного автомобиля? Прокатные автомобили заграницей стоят бешеных денег и не везде их найдёте. При том езда на автомобиле в гигиеническом отношении безусловно вредна и крайне расстраивает нервы.
Автомобилисты, это «мученики» головоломного модного спорта, делающие весёлое лицо в неприятном положении — bonne mine à mauvais jeu. Уж одни неизбежные случаи опрокидывания встречных возов с людьми, истребление падающих под колёса несчастных деревенских собак может отравить удовольствие туристу, если у него есть осознание неправоты причинения зла своим «ближним», если у него нервы — не верёвки.
Неудивительно, что автомобилистов нигде не жалуют, и известие о постигшем бензинового спортсмена несчастье в пути не вызывает чувства сожаления к пострадавшему любителю сногсшибательного спорта.
Велосипедные туристы, каковы б ни были испытанные в пути невзгоды, всегда остаются довольны поездкой и, оканчивая одну, мечтают о другой.
http://www.skitalets.ru/books/europe_velo_grinevsky/