Сергей Дягилев - политич. окраска. Интересные факты ...
Сергей Дягилев - политическая окраска. Интересные факты (последний из них мне был доселе неизвестен)..
? 1.
"В связи с денежными трудностями, вставшими перед Зилоти (пианист и дирижер, двоюродный брат Рахманинова - Г.), любопытны
сведения о его отношении к царской семье и неожиданно всплывшие в связи с этим подробности парижской антрепризы Дягилева.
Оказывается, Дягилев, чтобы добыть средства на свои Русские сезоны в Париже, организовал рандеву деятелям из театральной
дирекции с представителями царской фамилии: "... он им устроил "чашку чая" у Владимира Александровича (дяди Николая II - Г.), ну, а
я со сволочью (!! - Г.)(родственниками "полковника") и знаться не желаю".
Об откровенно негативном отношении к последнему царю со стороны известных представителей русской интеллигенции не мешало бы
напомнить некоторым нашим новоявленным монархистам. <...>
Впрочем, покровительство сильных мира сего - вещь весьма ненадежная. Из воспоминаний Сергея Лифаря: "Умер постоянный покровитель
дягилевских начинаний вел. кн. Владимир Александрович...
У Дягилева были отняты субсидия и высочайшее покровительство. <... > Начались придворные интриги, о которых красноречивее всего
свидетельствует следующее письмо одного из великих князей государю:
"Дорогой Ника,
Как и следовало ожидать, Твоя телеграмма произвела страшный разгром в дягилевской антрепризе, и, чтобы спасти своё грязное дело,
он, Дягилев, пустил всё в ход, от лести до лжи включительно."
"Грязное дело" - Русские сезоны 1909 г. - спасли парижские друзья Дягилева, организовав подписку и собрав нужные средства (а
также русские музыканты - Г.). "
Элеонора Фрадкина. Зал Дворянского собрания. Заметки о концертной жизни Санкт-Петербурга. - СПБ., Композитор, 1994.
?2
"Пока шла работа над новым балетом (весной 1917 г. - Г.), Дягилев показал парижанам "Кикимору", возобновленную "Жар-птицу" и
балет "Благонравная дама" на музыку Скарлатти в инструментовке Томмазини. По инициативе Дягилева в финале "Жар-птицы" были сделаны
некоторые изменения, отметившие победу Февральской революции в России. Так, Иван-царевич в конце балета венчался не короной и
царским скипетром, но ... "шапочкой свободы" и красным флагом. Монархист по убеждениям, Дягилев тем не менее хотел этим жестом
показать свою солидарность с Временным буржуазным правительством, сменившим династию Романовых. Красный флаг, по его мысли, должен
был символизировать "победу светлых сил над темным кащеевым царством"...
Любопытно, что эта сценическая ситуация встретила весьма прохладное отношение французской публики, почувствовавшей грубую фальшь
нелепой затеи Дягилева".
Г. Шнеерсон. Французская музыка XX в. 2-е изд., доп. и перераб. - М., Музыка, 1970.