От И.Пыхалов Ответить на сообщение
К Баювар Ответить по почте
Дата 28.11.2001 03:37:15 Найти в дереве
Рубрики Крах СССР; Катастрофа; Ссылки; Версия для печати

А причем здесь смертность?

Из текста приведенной Баюваром статьи однозначно следует, что ее авторы рассматривают понятия "смертность" и "продолжительность жизни" как жестко коррелированные показатели. См., например, первые два абзаца:

После окончания Второй мировой войны ожидаемая продолжительность жизни в СССР росла, но рост начался не сразу. Он был задержан голодом 1947 года и обозначился только в 1948 году, после чего устойчиво сохранялся до середины 1960-х. С этого времени в динамике смертности начали проявляться негативные тенденции: рост смертности мужчин от несчастных случаев и от болезней системы кровообращения в относительно молодых возрастах. К негативным моментам можно отнести и стабилизацию на достаточно высоком уровне младенческой смертности от болезней органов дыхания и инфекционных болезней.

Как видно из рис. 1, эти неблагоприятные изменения наблюдались и во всех бывших европейских республиках СССР. Пунктирные линии на рисунке отражают линейную аппроксимацию тренда продолжительности жизни в 1965-1981 годах.


Т.е. авторы явно подразумевают, что снижение смертности автоматически приводит к увеличению ожидаемой продолжительности жизни и наоборот. Между тем, это совершенно не так. В частности, при "старении" населения, т.е. увеличении в его составе доли пожилых людей, и средняя продолжительность жизни, и смертность одновременно возрастают. В этом легко убедиться, если взять какой-нибудь демографический справочник и посмотреть соответствующие показатели по странам Западной Европы.

Здесь возможны два варианта. Либо авторы искренне заблуждаются - но в этом случае они просто некомпетентны в том вопросе, который взялись исследовать. Либо же, что более вероятно, сознательно вешают лапшу на уши, т.е. занимаются манипуляцией.

В результате их усилий у доверчивого Баювара возникло впечатление, будто резкое увеличение смертности на постсоветском пространстве - выдумка антилиберальной пропаганды. Между тем, согласно приведенной Афанасием Ведеркиным ссылке

http://vivovoco.nns.ru/VV/NO_COMM/DEMOGOV.HTM

С 1989 года по 1995 год число умерших увеличилось в России с 1,6 млн. человек в 1989 году до 2,2 млн. человек в 1995 году, т.е. в 1,4 раза, тогда как число родившихся наоборот сократилось с 2,2 млн. человек до 1,4 млн. человек, т.е. в 1,6 раза. Расчеты Центра демографии и экологии человека Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН показали, что рост числа умерших за 1990-1995 годы только на 18% обусловлен вхождением в пожилые возраста многочисленных поколений, родившихся во время подъема рождаемости второй половины 20-х годов и относительно слабо затронутых войной. Остальные 82% этого избытка смертей обусловлены исключительно ростом повозрастных интенсивностей смертности.

Опровергнуть это авторам статьи нечем. Обратите внимание: графиков смертности за эти годы у них вообще не приводится. Точно так же старательно замалчиваются ими и абсолютные цифры смертности. Вместо этого приводится куча всяких таблиц и графиков, типа: "Вклад трех крупных возрастных групп в изменения ожидаемой продолжительности жизни мужчин при рождении", "Вклад крупных классов причин смерти в изменения ожидаемой продолжительности жизни мужчин при рождении", "Относительный вклад отдельных причин в изменение продолжительности жизни в 1991-1994 годах по причинам смерти в процентах", которые явно должны произвести впечатление на неискушенного читателя, окончательно запудрив ему мозги.

В заключение - о том, как рассчитывается средняя продолжительность жизни:

Средняя продолжительность жизни — это статистический показатель, который исчисляется путем приложения законов теории вероятности к соотношениям между числами живущих и числами умерших в отдельных возрастных группах. Точные данные о численности населения на определенный момент в каждой возрастной группе получают при переписях населения. Данные о численности умерших по соответствующим возрастным группам имеются в материалах текущего статистического учета.

Базируясь на этих исходных данных, путем последовательного исчисления различных показателей конструируют математическую модель, которая называется таблицами смертности, таблицами дожития, или доживаемости. Например, если взять 1000 одновременно родившихся и условно провести их через все возрастные периоды жизни, то очевидно, что эта первоначальная численность будет уменьшаться в соответствии с теми вероятностями умереть, которые характерны на данный период для каждого возраста.

Средняя продолжительность жизни и показывает, сколько в среднем живут люди с учетом того, что одни умирают раньше, а другие позже того срока, который характеризуется средней продолжительностью жизни. В дореволюционной России при средней продолжительности жизни 32 года половина из поколения родившихся не доживала даже до 15 лет.

Средняя и видовая продолжительность жизни человека — это два совершенно различных понятия. Если первое является величиной переменной, то вторая — постоянной. Например, при одних и тех же видовых сроках человеческой жизни в нашей стране за годы Советской власти средняя продолжительность жизни увеличилась с 32 лет до 70 лет.

Средняя продолжительность жизни является обобщенным критерием, характеризующим одним числовым выражением как присущие людям биологические закономерности старения и смерти, так и особенно влияние социальных факторов: уровня и образу жизни, развития здравоохранения, достижений медицинской науки. Одним словом, средняя продолжительность жизни характеризует усилия общества, направленные на предотвращение смертности и укрепление здоровья населения.


(Народонаселение стран мира. Справочник /Под ред. Б.Ц.Урланиса. М., 1974. С.134-135)