От Леонид Ответить на сообщение
К А. Гуревич Ответить по почте
Дата 22.11.2001 11:34:45 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Образы будущего; Версия для печати

Как по-настоящему плохо.

>1. В среднем и по большому счету мой уровень жизни в результате реформ изменился несущественно.

Это верно и применительно ко мне.

Однако во многих отношениях стало явно лучше (больше возможностей, меньше запретов, легко решаются все бытовые проблемы).

Вот у меня такого чувства нет. Я не ощущаю новых возможностей, не ощущаю отсутствие запретов (как не ощущал и их наличия). Не замечаю и более легкого разрешения бытовых проблем.

Насколько я "лично" знаю, что такое "плохо по-настоящему", объективно оценить трудно. Но что такое тяжелый труд и бедность – знаю. Порой приходилось очень плохо питаться и даже голодать. В этом отношении сейчас у меня проблем нет.

Чтобы узнать, что такое плохо по-настоящему, надо съездить в Каттакурган в Узбекистане. Там отключают часто свет, порой на сутки, сутками нет воды, в холода напор газа падает. А топят там именно газом. Работы практически нет. Зарплату и пенсии не выплачивают месяцами. Жить можно или земледелием или торговлей (а торговля серая - очень много запретов). В Абхазии еще хреновее. Как там живут люди, я вобще не понимаю.
В принципе, в Мосвке есть тоже параллельный мир нелегалов. Его просто не хотят замечать. А я хорошо знаю китайцские и вьетнамские общежития, где в маленкьих каморках живут 2-3 семьи. Ночью приходитьься перешагивать - весь пол занят спящими. Есть и однокомнатные квартиры, в которых проживают по 10-15 человек, не считая детей.

>2. Есть такой феномен – каждая газета обосновывает свою позицию мнением народа, публикуя результаты опросов. Все эти результаты разные, поскольку вокруг каждой газеты собираются люди соответствующих взглядов. То же и здесь. На форуме собрались люди, воспринимающие и объясняющие события в терминах катастрофы. На самом деле имеется лишь ухудшение (на мой взгляд, не такое уж существенное) некоторых показателей по сравнению с брежневскими годами. А попробуйте сравнить с любимыми форумянами тридцатыми годами! Пусть статистики меня поправят, но я утверждаю, что в те годы материальный уровень жизни был ниже. Но вы же не говорите о катастрофе применительно к тому времени?

А вопрос не сводиться к материальному уровню. Он был ниже скорее всего. Но моя бабушка всегда рассказывала, какое это было веселое время. Она говорила, что было жить весело и интересно. Допустим, это годы ее молодости. Но я своим внукам про 90-е годы так расказать не могу. Буду расказывать, что жить было стремно и неинтересно.

>3. По моему мнению, политическая позиция человека в первую очередь основана на его личных "ощущениях", а всякие логические построения, цифры и факты просто "притягиваются за уши" (часто неосознанно) для ее оправдания.

Это совершенно верно. Все основано на мироощущении и мировосприятии. На этом базируются все философские, социальные и политические доктрины. И экономические. Каждое учение разрабатывается не для того, чтобы кого-то убедить. В первую очередь для того, чтобы выразить свое отношение к окружающему миру. Всякие факты и логические построения - всего лишь рационализация своего мироощущения.

В связи с этим следует отметить, что большинство форумян судят о том, чего не знают. Типичный форумянин – молодой человек, пионер в годы позднего застоя. Интеллигентная семья, столица (крупный город), вуз, НИИ, знакомство с жизнью в стройотряде, на картошке и на даче. Этого мало.

Отчего ж мало? Этого вполне достаточно.

>4. В то, что позиция Георгия объясняется его заботой о народном благе ("Если Вам все равно, то мне нет") – не верю. Думаю, что есть другие причины – неудачи в карьере, личной жизни, проблемы в семье, чувство потерянности и ненужности.

Это не имеет существенного значения. Пусть забота о народном благе - это рационализация. Что это меняет.

Хочется прислониться к большому, сильному и доброму "традиционному обществу". Эти чувства и сублимируются в форумную деятельность. Но в этом пусть он сам разбирается с помощью своего психолога.

Ни один психолог, ни психиатр помочь не может. Как он видит мир, так он и будет его видеть.
Есть люди, которые просто не могут жить, предоставленные самим себе. Я вот - не могу. Для меня нет ничего хуже, чем быть предоставленным самому себе, ни от кого не зависеть и никому не быть нужным. Это путь к игле. К героину или к винту. К медленной смерти.
Но мне удалось прислониться к корейскому клану. Один больше я не буду никогда. И жить по понятиям европейцев тоже не буду.


> 5. "А вот семью я завести не могу (по материальным и по "моральным" соображениям…)". Странно слышать это от молодого человека. Ведь Вы, кажется, ученый? Возможностей море – договоры, гранты, контракты, свободная информация, общение, поездки по всему миру. Чего Вам не хватает? Трудиться нужно, а не по форумам болтаться. Кстати, по-хорошему, СГКМ должен нести ответственность за то, что сбил с пути молодого человека и, возможно, поломал ему жизнь.

Как это он сбил? Как поломал? Я родился такой, Георгий родился таким. Видимо, в рыночном обществе мы просто жить не можем. Чего не хватает? Не хватает, пожалуй, желания кому-то утереть нос, желания иметь то, чего есть у соседа и самое гнлавное, чего у него нет. Я вот просто не к чему не стремлюсь. А к чему мне стремиться, если мне и так хорошо вобщем-то? Есть красивая узкоглазая жена, красивые любовницы, есть травка, есть пластелин, есть компьютер, есть Интернет, есть книги - а больше ничего и не надо мне по жизни.
Конечно, что Георгий пишет - не могу создать семью - это плохо. Я лично могу ему сосватать классную кореянку. Она к нему приедет в Питер, будет ему стирать носки, готовить обед, гладить брюки, рожать детей, сколько получится, торговать салатами. Надо брать жен из тех мест, куда обычно люди из так называемого "приличного общества" не ходят. Там золотые девчонки. Они слова мужу не скажут ни за выпивку, ни за наркоту, ни за другую девчонку. Я трех кореянок знаю, котрым нужно вывйти замуж. Давайте познакомлю, потом не пожалеете.

>6. На вопрос, "что значит "хуже", если народ вымирает" не знаю, что и ответить. Выше я уже писал, что катастрофы нет.

Объективнее было бы сказать - катастрофы я не ощущаю.

Выгляните в окно, выйдите на улицу. Ходит транспорт, люди в массе одеты прилично и не выглядят изможденными, трупы умерших от голода не валяются. Чего Вам еще нужно? Всеобщего счастья?

Чего нужно? Нужно, чтобы было можно жить, не заботясь о завтрашнем дне. Чтобы жить нормально, не гонясь за тем, что тебе не нужно. Чтобы плодить детей, не думая, что ты им можешь дать.

>7. Кому "нам" (не нужны революции)? А всем нормальным людям, большинству.

Относительно этого большинства и революции, и мировые войны. и ГУЛАГ и Освенцим представляются не только вполне справедливыми, но еще и мало достаточными. Это большинство недостойно ни жизни, ни смерти.

>8. Вопрос Георгия "как я хочу, чтобы было?" оказался очень кстати. Невооруженным глазом видна страшная наивность многих. Одно дело – философствовать, пересказывая вычитанные в книгах чужие мысли, другое – сказать что-то свое. Предлагается невозможное: чтобы все было, как раньше, только лучше.

Отчего ж так? Во всяком случае, я говорю по большей части свое. А раньше жить было лучше, чем сейчас - во всяком случае мне. Что ж тут невозможного?
Вектор развития главное сменить. Не на Запад идти, а на Восток. К кланово-семейному обществу. Вот что надо.

И важная деталь – как правило, предлагается ужесточить то-то и то-то (например, борьбу с диссидентами). При этом каждый автор неявно предполагает, что это ОН будет бороться с врагами. Простая мысль: при общем ужесточении режима во враги (или хотя бы просто в "уклонисты") может попасть он сам – не приходит в голову. Молодо-зелено.

Всяко быть может. Но мне вот что непонятно. Почему я должен отождествлять себя с жертвой? А если жертва мне не симпатична? И зачем мне ставить себя на ее место?