От Ольга Ответить на сообщение
К leopold sabrekov
Дата 18.11.2001 14:21:59 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

О подношениях



>Привет всем участникам форума!

Здравствуйте!

> Вопрос к Сергею Георгиевичу и ко всем:как рассматривать подобные выражения благодарности:как продолжение общинной(русская деревня) традиции вознагражения труда ценного специалиста(насколько я помню по литературе,крестьяне шли поклониться доктору кто курочкой,кто гусиком и т п) или как проявление на микроуровне "перестроечной" тенденции к приватизации служебного положения.

Вы очень верно ставите вопрос. Меня также занимает эта тема.
ИМХО: явление подношений - черта традиционного общества. В противовес обезличенно-денежной формы выражения благодарности, подарок - это выражение ЛИЧНОЙ, если можно так выразиться, подчеркнуто "авторизованной и адресной" признательности человеку за его добрые дела. При этом, очевидно, профессиональная деятельность того же доктора или там учителя рассматривается общиной НЕ КАК ЕГО ОБЩЕСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ, КОТОРАЯ УЖЕ ИМЕЕТ ОЦЕНКУ В ДЕНЕЖНОМ ЭКВИВАЛЕНТЕ (государственное жалованье, зарплата), а именно как ЛИЧНАЯ ПОМОЩЬ (больному и страждущему, нуждающемуся в поддержке и т.п.). Аналогичная форма - "услуга за услугу". Даже в русских сказках персонажи, делая добро для главного героя, произносят фразу: "Помоги мне, и я тебе пригожусь". Интересно, что в этом случае эквивалент благодарности устанавливается "по понятиям", т.к. говорить о каком-то строго объективном критерии эквивалентности действительно трудно. На самом деле, "курочку за уточку, а уточку за гусочку", по условиям товарно-денежного рынка, вряд ли можно считать эквивалентным обменом. Но что интересно, люди интуитивно устанавливают этот эквивалент, в общем-то, правильно. Ну, как в тех же сказках: если герой спасает детенышей животного от верной гибели, то и они затем оказывают ему услугу такого же порядка, никак не меньше. Конечно, можно возразить, что коробка конфет и бутылка вина вряд ли соизмеримы с такой бесценной вещью, как здоровье, но ведь его, здоровье-то, и деньгами не измеришь. Таким образом, материальные подарки - это скорее СИМВОЛИЧЕСКОЕ выражение благодарности и признательности, НЕ НЕСУЩЕЕ В СЕБЕ МЕРКАНТИЛЬНОГО И УТИЛИТАРНОГО НАЧАЛА. Крестьяне несли доктору ТО, ЧТО У НИХ БЫЛО, т.е. то, что они МОГЛИ ПРИНЕСТИ, вряд ли сообразуясь с тем, какую практическую потребность имеет в этих подношениях сам доктор. Когда же благодарность получает денежное выражение, это означает, что дарящий измеряет услуги человека в некоторой установленной форме и рассчитывает на то, что деньги НУЖНЫ И ПРИГОДЯТСЯ тому, кому их вручают, т.е. как бы изначально признается меркантильность услуги. Не зря во многих традиционных коллективах считается обидным получить за какие-то услуги ДЕНЬГИ, А НЕ ПОДАРОК, особенно если это услуга частного характера. Правда, нужна оговорка, что такое положение дел в общине кем-то все же может быть использовано в корыстных целях, так сказать, для улучшения своего материального положения. Но и в итоге именно такие люди, наглея и презирая общественное мнение, и начинают постепенно "брать деньгами", ибо они уже настроены прагматически.
Буржуазно ориентированному человеку весьма неуютно в условиях традиционного коллектива, т.к. его не покидает чувство, что либо он кому-то должен, либо ему должны. Вот когда в дело вступают деньги, все ясно: ты расплатился и успокоился, и уже ничем другому не обязан, вы разбегаетесь в разные стороны. А вот когда "не в деньгах дело", люди не могут просто так разбежаться, они уже связаны друг с другом некими ЛИЧНЫМИ УЗАМИ. Предполагается, что они и дальше будут сотрудничать. Поэтому подношения - это еще и механизм связи, взаимодействия в традиционном обществе.
Извините за несколько громоздкую и бестолковую форму изложения - опять пришлось лечь спать в 5-м часу утра...

Всех благ!