Пора начинать мыслить категорией уменьшения потребления - вместо категории увеличения производства материальных благ.
Мир производит гигантское количество ненужных вещей, ублажая капризы и сиюминутные потребности человека.
Причем массовое производство сталкивается с проблемой гораздо более быстрого роста логистических затрат. Материальные товары требуют доставки к покупателю. Не важно, кто произведет доставку: производитель, торговец или сам покупатель доберется до производителя и заберет товар самовывозом. Важно, что гигантские массовые производства, ориентирующиеся на мировой рынок, своими перевозками за тысячи километров и последующей развозкой по оптовым базам и розничным сетям с КАЖДЫМ новым видом товара, с каждым шагом расширения рынка - увеличивают эту логистическую составляющую мировой экономики, требующую реальных моторных топлив, электроэнергии, металла для средств передвижения. Производство которого хотя бы только для замены изношенной техники - тоже колоссальный потребитель энергоресурсов.
Экспортно ориентированная экономика - это энергетическая мышеловка. Ловушка, в которую мир дружно влез с легкой руки горбачевского "нового мЫшления".
Сейчас надо срочно искать выходы, которые позволят снижать потребность в потреблении энергоресурсов быстрее, чем падает добыча этих ресурсов. Чтобы не полететь в пропасть. А иметь запас времени на перестройку всего уклада жизни, восстановление изрядно потрепанных биоресурсов, почв, на перемещение гигантских масс населения из городов на природу. На налаживание жизни в условиях, к которой соответствующие массы просто не приучены. А потому способные отторгнуть этих людей. Т.е. надо в сущности иметь время на "мягкую посадку" с постепенным, не смертельным но неуклонным снижением потребления и аппетитов - и одновременным выращиванием "нового человека", с младых ногтей вписанного в ландшафт.