От Pokrovsky~stanislav Ответить на сообщение
К Лучезар
Дата 09.10.2010 14:39:26 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; История; Война и мир; Версия для печати

Деньги

>А теперь про денежного мешка. К сожалению, без денег ничего не сделаешь. У СССР деньги в ракетостроении шли в основном на военные проекты. На космос их явно не хватало. Не был даже специализированный орган про космоса. Ракетно-космический отрасль был в компетенции Министерства общего машиностроения, где входили и военные, и космические проекты. Ничего подобного НАСА в СССР не было. Всё это мешало освоению космоса.

Давайте подумаем, а что такое деньги?
В сущности это символ, знак, с помощью которого управляют человеческими усилиями.

Но эта система управления не единственная.

Сейчас я немножко расскажу сведения из истории. Город Киев знаете. Археология древнего Киева показывает, что это был крупнейший в Европе ремесленный узел. Изделия киевских мастеров по всей Руси, в Западной Европе. Только вот этот узел практически не связан с денежным обращением. По Волге, в Новгороде, на Западной Двине, на Немане - полно серебряных дирхемов, одновременных киевским мастерским. А в Киеве этого добра нет. Обходят дирхемы Киев.
Зато в Киеве обнаружилась мастерская, в которой отливали поясные бляшки. Наборные пояса воинов и чиновников были важнейшим элементом обмундирования на пространстве от Скандинавии до Ирана и Бактрии(территория в Средней Азии, включавшая Таджикистан, часть Узбекистана, Киргизии, часть Афганистана). Причем практически все из 300 наборных поясов, обнаруженных на о-ве Готланд, - русской работы.

Что означали бляшки на поясах? Это были как бы погоны и петлицы, по ним читалась принадлежность воина или государственного мужа, его ранг, его заслуги.

И вот эти бляшки в больших количествах присутствовали в облачении как русских воинов, так и степняков Северного Причерноморья и Приазовья, да только вот следов мастерских, в которых они изготавливались, не было. Такая мастерская нашлась в Киеве. А вообще по Киеву очень много мастерских, в которых мастера ставили на своих изделиях вместо личной метки - княжескую тамгу рюриковичей. Т.е. это были княжьи ремесленники и мастерские.

Получается что? А получается, что мы вышли на сущность идеи государственного строительства Руси изначальной. Это военно-чиновная иерархия. Иерархия человеческого достоинства и заслуг, отмечаемых знаками. Эти знаки государственным людям помогали узнавать друг друга, выстраивать иерархические отношения: кто старший, кто младший, у кого приоритет решений и требований выше, у кого ниже.

И вот эта система, альтернативная ранжированию по количеству денег, создавала самое большое в мире государство. Со временем она изменилась - в систему разрядов военной и гражданской служб при Петре Первом. Она работала в виде военных и гражданских званий, степеней, разрядов, орденов и медалей, лауреатских значков - при СССР.
В Российской империи форма была на гимназистах и студентах, на преподавателях и на инженерах. Звание инженера приравнивалось к княжескому достоинству. Князь Куропаткин был в общественном ранжировании равен инженеру-большевику Красину, инженеру-большевику Кржижановскому.

Эта система сама выстраивает людей. В 1960-х она, выстроенная Сталиным, еще прекрасно работала. Ключевые кадровые позиции в наиболее важных отраслях ракетно-космической, атомной, военно-промышленном комплексе занимали люди очень высокого качества. Им не нужен был специальный орган управления. Скажем, строительством космодромов, атомных электростанций и ускорителей ведал конкретный человек генерал-полковник, Герой Социалистического Труда доктор технических наук Комаровский. В прошлом начальник Управления по строительству оборонительных сооружений Главного управления оборонительных работ НКВД СССР, затем – командующий 5-й сапёрной армией и заместитель начальника Главного управления оборонительных работ Народного Комиссариата обороны СССР. Человек, которого нашел на строительстве канала Москва-Волга сам Сталин.
Жаропрочные никелевые сплавы и их технологии для нужд космоса, авиации и энергетики разрабатывались под руководством академика Кишкина. В прошлом Кишкин был создателем брони для бронеспинок кресел летчиков-истребителей, бортовой брони знаменитого штурмовика Ил-2, жаропрочных сплавов для первых советских серийных реактивных самолетов. Человек, которому задачи ставил сам Сталин.

Такие люди выращивали целые научные и конструкторские школы. Качество этих школ, специфического советского явления было таково, что советская наука была по всему фронту научных исследований на уровне или даже выше науки американской, - при в 100 раз меньшем материально-приборном обеспечении. Цифра 100 - это из ислледования, которое выполнял в свое время хозяин данного форума С.Г.Кара-Мурза.

Сила правильно подобранных и правильно взаимно расставленных людей в том, что они находят оптимальные решения.

Скажем, в атомной энергетике, где самый энергоемкий процесс цикла - это обогащение урана, советский ультрацентрифужный способ обогащения в 20 раз энергетически эффективней американского и французского газодиффузионного. Наши реакторы на быстрых нейтронах БН-350 и БН-600 благополучно отработали свой 30-летний плановый ресурс, для БН-600 собираются продлевать(или уже продлили) эксплуатацию еще на 15 лет. Наоборот, США вообще не вышли из маломощных экспериментальных реакторов, а французские реакторы Феникс и Суперфеникс пришлось закрывать.

В крупных научно-технических проектах главное не технологии массового производства. В них самым главным является живая человеческая мысль. И у нас эта мысль постоянно являла себя. Являла в виде имен русских ученых, которые своими именами, наградами, книгами и статьями обозначили важнейшие разработки космического назначения. Теплогидравлические расчеты выполняются по формулам, полученным таким-то и таким-то, материаловедческие результаты - таких-то и таких-то академиков, получивших ордена в 1962-63 году, аэродинамика - пожалуйста, ректор МФТИ с 1962 по 1987 год академик О.М.Белоцерковский, такие-то расчеты - пожалуйста, акад. М.И.Келдыш.
Модель верхней атмосферы - вот она. Закончена в 1973 году. А у американцев к тому времени не модель, а полуэмпирический метод с неправильным посылом к барометрической формуле, дававшей на высоте 400 км ошибку в 40 раз.

У нас в период лунной гонки были и расчетные модели и для лучистого теплообмена в камерах сгорания, была и находка упомянутого мной в соседнем тексте сверхадиабатического нагрева.
Наш рентгенофлуоресцентный датчик для лунохода давал информацию поэлементно, в отличие от грубого датчика Сервейеров.
У нас с 1967 года строился космический флот - для наблюдения, связи и управления космическими объектами.

Все делалось. Все засвидетельствовано. Все материальное, поддающееся проверке на факт наличия и работоспособности.

Денег для этого много не нужно было. Люди работали на вполне обычные зарплаты. Но просто работали на порядки эффективнее. Потому что в СССР не нанимали тех, кто сам невесть откуда вылупился. А воспитывали, выращивали кадры. И расставляли их по местам системой званий и наград.

А результаты были межотраслевыми.