>>Низкий уровень прибавочного продукта обусловил ещё одну вещь.
>
> Дело в том, что "низкий уровень прибавочного продукта" - вещь чисто теоретическая. На практике в России полно было природных богатсв и особого характера труда людей, вполне компенсирующих менее благоприятный климат.
>>У нас никогда не было денег для значительных бюрократий, поэтому на помещиков, на дворян всегда возлагалось несение ещё и некоторых государственных функций.
>
> Совсем не поэтому. А потому что такова была православная культура. Идеал служения - всместо обогащения. Вообще глупо все объяснять "объективными факторпами" и ставить человека за безвольную, безыдейную марионетку внешних влияний.
Давайте я немножечко расшифрую. Тут просто у меня находка очередная.
Короче, еще в древности, когда стали возникать первые раннеклассовые протогосударства, возникла и религия бон-по, которая зафиксировала, что из существующих стран и народов только очень немногие живут праведно, в большинстве же господствует разбой, убийства, грабежи, уничтожение скота соседей. И уже в бон-по был поставлен вопрос об активном противостоянии этой неправедности жизни племен.
Следом автор уже более развитого учения Заратустра выявил хозяйственную сущность борьбы человека со злом. Занимаясь земледелием и сопровождающим его оседлым скотоводством, человек подавляет зло.
Я сейчас, как ты знаешь, пришел приблизительно к тому же. Правильная земледельческая деятельность, простирающаяся не только на пашню, но и на уход за лесами, их обновлением, высадкой садов, ирригацией и т.п., правильные севообороты, - способствуют расцвету органической жизни, увеличению ее массы и общего количества продуктов, которых хватает всем. И в то же время правильное земледелие требует мирного спокойного мудрого хозяйствания с планированием на дестилетия и даже на столетия вперед, в расчете на продолжение замысла будущими поколениями.
Наоборот, попытка брать от земли, от пастбищ, не заботясь о воспроизводстве плодородия, быстро приводит поля и пастбища к катастрофическому положению, сжатию доступного продукта. А потому склокам, войнам, разбою, нанесению вреда хозяйству соседей просто из зависти и злобности, из непонимания, что это ведет не к улучшению, а наоборот к развалу.
Так вот. Еще Заратустра понял, что оседлый земледелец и скотовод слабы против завоевателей и грабителей, которые, не будучи озабочены собственным хозяйством, подвижны и могут концентрировать силы. И поэтому необходимо мощное политическое объединение, которое будет способно пресекать попытки завоеваний и разбой. Которое будет способно гасить все конфликты.
Таким политическим объединением стала Персидская держава, разгромленная в последующем Александром Македонским.
Так что я обнаружил. У фракийцев, составлявших до половины войска Македонского, причем шедших с ним в Индию, когда многие другие были отпущены, мужчины в те времена презирали земледелие и предпочитали карьеру воина или разбойника. Фракийским же девушкам в то же время разрешалась полная половая свобода.
Само отношение Александра к земледелию показал Низами Гянжеви в "Искандер-намэ" в разговоре Александра с красивым юношей-земледельцем:
Молвил юноше царь: Ты мотыжишь с охотой,
Но зачем ты с подобной сроднился работой?
Ты прекрасен, смышлен. Что ты делаешь тут?
Для прекрасных прекрасный отыщется труд.
Не тебе быть в работе с мотыгой всегдашней
Или сеять, блуждая над голою пашней.
Никогда - это ведают все искони -
Земледелье не будет прекрасным сродни.
Бой с землею тяжел! В ней таится коварство.
Ты мотыгу оставь - я вручу тебе царство.
На Персидскую державу состоялось нашествие ударного отряда будущей европейской культуры, которая на века презрела земледельческий труд(кстати, связанный с культом целомудрия) - и сделала своим знаменем войну, разбой и разврат.
Основателем могучей русской государственности стал в сущности Сергий Радонежский, который самолично проделывал весь сельскохозяйственный цикл от пахоты и сева до замешивания квашни и выпечки просфор. И к этой составляющей своей жизни он относился как к христианскому служению Богу через крестьянский труд.
Его последователи начали мощную монастырскую сельскохозяйственную экспансию, в которой просматривается важный момент. Последователи Радонежского повсеместно внедряли земледелие, а не владеющим им сиротам, бобылям, местному населению типа охотников и рыболовов - помогали освоить его навыки. И стать полноценными крестьянами. Одновременно монастыри создавали промыслы, ремесленные производства, даже заводы, обслуживавшие земли, находившиеся под их попечением. Организовавывали ярмарки. Ямские пути, пронизывавшие Русь от Москвы до самых до окраин - были путями, пролегавшими между монастырями. И только потом они перешли в ведение государства. При монастырях содержались воинские отряды.
Совершенно четко просматривается. Святая Русь была реализацией замысла распространения земледельческой цивилизации и государственности, ограждающей земледельцев от внешних врагов и местных разбойников. Т.е. реализацией того же самого замысла Заратустры. Христианское государство, соединенное с церковью - как покровитель и защитник святого земледелия от злых людей, разбойных народов и от внутреннего разложения. Крестьянствование - суть христианское служение Богу посредством праведного, мудрого и доброго хозяйствования на земле. Покровительства через это крестьянствование(с обязательным лесным перелогом земель, заботой о реках и т.п.), которое преумножает и саму жизнь, и плодородие почв. А потому является сотрудничеством с Богом. Бог руками крестьянина преображает землю, творит органическую жизнь на ней.
Так вот, должностные лица Русского государства вплоть до царя - были в первую очередь защитниками и покровителями крестьянствования, как святой деятельности. Крестьянская подать была должным - тем, что крестьяне, которые туго понимают святость своего места на земле, давали бы на их защиту, обустройство порядка, развитие того, что обслуживает крестьянскую земледельческую цивилизацию: городов, ремесел, войска, развитие дорожной сети и пр.
Все государство снизу доверху было заточено под защиту мирного кретьянского труда, под защиту земли, на которой крестьянин прямо сотрудничал с Богом в украшении ее и видимом неворуженным глазом возделывании богатства жизни на ней. Где начинал трудиться крестьянин, веселели леса, наполнялись рыбой реки, в которых зимой рубились проруби, а берега очищались.
Все должностные лица государства и церкви совместно служили Богу, только служба была разная.
Вот собственно поэтому нормой было "слуга царю, отец солдатам". Поэтому бедные дворяне не стыдились становиться за соху. И не тянули с крестьянина больше положенного. Они, оказавшись плохими людьми, могли засечь кого-то до смерти, могли довести деревню до разорения просто потерей управления над ней. Но не имели ни моральных, ни юридических прав разорять крестьянство избыточными тяготами.
Крестьянин был таким же членом общенародного святого союза, как и дворянин.
Речь, понятно, о великорусском дворянстве.
О доставшемся от Речи Посполитой - совсем другой разговор.