От miron Ответить на сообщение
К C.КАРА-МУРЗА
Дата 03.06.2010 10:37:51 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Показатели; Теоремы, доктрины; Версия для печати

Могут упасть цены на жильё

Рынок жилья является рынком монопольной конкуренции, однако некоторые сегменты рынка подчиняются законам совершенной конкуренции (см. ниже). При совершенной конкуренции, чтобы удержать цену, требуется сговор продавцов. Иначе покупается самый дешевый товар, без торгов.

У меня бабушка торговала цветами. Она рассказывала, как их пресовали, чтобы они не снижали цены. Стоит кому–то начать продавать ниже цены сговора, цены сразу падают.

Так и при рынке жилья. Пока мало объявлений о продаже, держать цену сговора легче. Стоит выбросить квартиры на рынок, как цена их упадет, так как всегда найдется человек, которому надо срочно продать квартиру, и вероятность найти такого человека выше, чем больше объявлений о продаже. Так, что не верно утверждение, что не важно хотят или нет продать квартиру собственники. Поэтому одним из следствий введения налога на недвижимость может стать падение цен на квартиры.

ТЕОРИЯ

ТОВАРООБМЕН

Что такое обмен? Это добровольная передача друг другу определенных прав собственности на те предметы, которыми обмениваюшиеся владели до начала обмена. При этом полезность нового набора предметов для каждого из обмениваюшихся возрастает. Например, когда меняют шкуру соболя на бусы для того, кто владел соболем бусы более ценны.

На самом деле в процесс обмена всегда участвует обшество. Во первых, после обмена оно должно признать права нового владельца. Во-вторых, оно гарантирует, что в процессе обмена не будет участвовать такая категория как прогнозирование риска ухудшения здоровья обменивапшегося или его близких. Торг есть прогнозирование будущего. Грабитель в лесу может легко поторговаться с вами и обменять ваши вещи на одну копейку. И вы будуете удовлетворены сделкой, так как вам удалось сохранить ваш главный товар - жизнь.

Или предположим, что старушка, набравшая в лесу корзину ягод, встречает в глухом лесу атлетического сложения молодого человека. В такой ситуации, если он предложит поменять корзину ягод на 10 копеек, то старушка живо согласится, поскольку она учитывает возможный алтернативный вариант - если она не согласится, то молодой человек может ее побить или даже убить. Следовательно, огромное значение в обмене имеет накопленный страховой опыт человека, его прогнозирование будушего, исходя из своего накопленного опыта. Прогнозирование учитывает вероятность использования насилия при обмене. Формально такой обмен остается добровольным, на самом же деле он включает прогноз насилия. Если та же бабушка будет продавать свою корзину ягод на базаре в присутствии дежуряших милиционеров и хорошо работаюшей милиции, то она и за 10 рублей корзину ему может не продаст. Но если она знает, что милиция куплена и если этот молодой человек во время торгов намекнет ей на возможные последствия то, что она такая несговорчивая, то бабушка добровольно снизит цену.

Рынок - это место широкого добровольного обмена товарами с широким выбором вариантов участия в обмене. Добровольный обмен продуктами труда ведёт к возрастанию суммарной полезности товаров для обеих сторон и увеличивает богатство общества.

РЫНОК С СОВЕРШЕННЫЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ

При наличии сильного государства и росте производительности труда, ведущей к появлению добавочного продукта, торговля приводит к конкуренции за покупателя. Существует конкуренция по совершенному типу, по монопольной конкуренции, по олигополии, по монополии, по опсонии.

В реальной жизни совершенной конкуренции не существует. Рынок, если он совершенный, не требует торгов. При идеальном рынке совершенной конкуренции торгов нет потому, что при полной одинаковости товара задача покупателя заключается в том, чтобы найти продавца, требуюшего наименьшую цену.

Чем больше альтернативных вариантов сушествует на рынке, тем ближе мы приближаемся к совершенной конкуреции. При совершенной конкуренции никакого торга между отдельной парой продавца и покупателя нет и быть не может. Наличие торга означает как раз отсуствие альтернатив, когда партнерам некуда деваться друг от друга и они вынуждены узнавать через торг реальные возможности друг друга, пытаться перетянуть одеяло на свою сторону. Именно этим характеризуется ситуация двустороннней монополии. А в условиях совершенной конкуренции не нужно торговаться. Нужно просто выбрать наиболее выгодного партнера. Конкуренты, пытаясь оказаться выбранными, будут сами предлагать минимально приемлемые для себя условия.

Если товар абсолютно одинаков, то торг не ведется, а просто берется у того, у кого цена ниже. Породавцы конкурируют за покупателя. Это совершенная конкуренция. В результате успешные скупают плохих и рождается монополист. Поэтому, если отсутствует государственное регулирование, то в результате совершенной конкуренции рождается монополист. Одним из главных законов капитализма является тот факт, что компании стремятся к монополизации и сговору. Они бы немедленно создали картели, если бы им не препятствовали. Задача государства - обеспечить честные правила игры. Потребитель король, если государство действует.

Kонцепция идеальной конкуренции состоит из следующих блоков: 1) одинаковые товары и услуги, предлагаемые производителями в одной и той же рыночной нише, 2) идеальные знания, т.е. полная информация, 3) количественная незначительность каждого продавца, 4) отсутствие страха перед ответными действиями конкурентов, 5) постоянные изменения цен, 6) неограниченный доступ к инвестициям.

Противоположная к монополии ситуация - совершенная конкуренция - возникает, когда за покупателя может соревноваться сколько угодно производителей товара без ограничений на его производство, а за возможность покупки каждого товара соревнуются все потенциальные покупатели. В реальной жизни рынка с совершенной конкуренцией не бывает. Причина - в том, что условия совершенного рынка предполагают, грубо говоря, что все продавцы всех товаров могут встретиться со всеми покупателями, производители могут произвести любой товар по общеизвестной технологии и с теми же издержками, что и конкуренты, а покупатели могут выбирать продавца с наиболее дешёвым товаром. Но люди одновременно не могут находиться в одной и той же точке. Уровень производительных умений и опыта тоже не может быть одинаковым, значит, технология не может быть одинаковой. Кроме того, сырьё добывается в разных местах Земли, транспортные издержки для которых существенно разнятся, значит, даже при одинаковой технологии производство одинаковых товаров не будет иметь одинаковую себестоимость. Часто в небольших городах и сёлах находится по одному крупному магазину, о какой же совершенной конкуренции тут можно говорить?

Совершенная конкуренция есть конкуренция, когда полезность товара абсолютно точно измерена для каждого. Совершенная конкуренция не подразумевает торгов. Если общее количество денег, котортые покупатели готовы выложить за стандартизированный товар, равно соответствующей себестоимости, то цена будет равна средней себестоимости, если меньше, то она упадет ниже себестоимости, если больше, то возникнет олигополия.

Конкуренция, близкая к совершенной, имеет место по товарам первого типа, рыночная цена которых приближается к издержкам их производства в бедных странах, не оставляя производителям сколь-нибудь существенной прибыли. В случае конкуренции за прибыльность капиталовложений конкуренция также наиболее близка к теоретической модели совершенной конкуренции (см. главу о законе Паршева). Закон совершенной конкуренции ведет к падению цены до себестоимости и уменьшению избыточного продукта. Поэтому для ограничения такой конкуренции возникает очередь производителей (очередь таксиситов за клиента) или квоты на продажу. Конкуренцию лучше всего ограничить бандитизмом или администрированием, например, квотами (кстати, бандиты тоже устанавливают квоты).

МОНОПОЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Итак, из-за неодинаковых условий, доступных производителям тех или иных товаров, из-за неодинаковых знаний и умений, из-за барьеров для свободного перемещения товаров и других причин, абсолютная конкуренция - явление исключительно редкое, как и чистая монополия. Монопольная конкуренция - это феномен, при котором полезность товара для покупателя точно неизвестна, поэтому требуются торги для определения минимальнопй альтернативной полезности товара для покупателя и себестоимости. Цена находится между этими параметрами.

Почти каждая фирма имеет свой очерченный рынок - устоявшийся круг привыкших к ней покупателей, на котором, казалось бы, может вести себя подобно монополисту. Тем не менее, этого не происходит, и, несмотря на черты монополизма в деятельности каждой фирмы, ни одна из них не пользуется каждой возможностью, чтобы вздуть свои цены. Например, фирма «Карл Цейс», являющаяся практически монопольным производителем конфокальных микроскопов, не стала вздувать цену на них, когда вырос спрос, а потратилась на запуск второй линии. Думается, связано это, прежде всего, с тем, что резкое изменение цены, пусть даже на первых порах и не приводящее к снижению продаж, спровоцирует поиск пострадавшими покупателями альтернативы и приведёт к медленному, но неуклонному сокращению рынка данной фирмы. Восстановить его очень трудно, потому что покупатели уже привыкнут к новой фирме, и рынок будет потерян. С другой стороны, попытка фирмы увеличить сбыт за счёт снижения цены тоже наталкивается на препятствия, потому что не так-то легко быстро «отобрать» устоявшихся покупателей у конкурентов. В реальном мире существуют механизмы, тормозящие конкуренцию, замедляющие её действие, но не отменяющие её, не отменяющие исследование альтернативных возможностей самыми разными потребителями. Поэтому, несмотря на отсутствие видимой совершенной конкуренции, почти каждая фирма в реальном мире не позволяет себе расслабиться на долгое время; изменения окружающей обстановки заставляют её вести себя так, словно бы она находилась под прессом жёстокой конкуренции. Например, можно купить пиво в маленькой лавке в полуподвале своего же дома, а можно купить то же самое пиво в большом магазине в другом конце квартала через дорогу. В большом магазине дешевле, почему же тогда лавка в полуподвале не разоряется? Дело в том, что она реализует товар «пиво в том же доме» (назовём его товароуслуга №1), и для торопливого выпивохи этот товар полезнее, чем «пиво в конце квартала через дорогу» (назовём его товароуслуга №2). И владелец маленького магазинчика, и большого являются, казалось бы, монополистами в своей товароуслуге, но возможность повышения цен на пиво ограничена для обоих существованием соперника, предлагающего немного другую товароуслугу, которая может стать заменителем для каждого выпивохи данного города. Таким образом, существует конкуренция между сходными товарами, и разница в цене соответствует разнице в полезности между ними для массы покупателей. В каждом случае олигополии можно говорить о степени отклонения от полюсов монополизма и рынка с совершенной конкуренцией, о масштабах преимущества, получаемого за счёт олигопольного положения, следовательно, и о размерах прибыли.

Для объяснения распределения доходов между производителями мы воспользовались моделью олигопольной конкуренции, возникающей на рынке товаров второго типа - таких, к производству которых, особенно в очень выгодных условиях, существуют серьёзные ограничения, позволяющие их изготовителям получать высокую прибыль за счёт разницы между рыночной ценой и издержками производства, однако цена ограничена угрозой перехода потребителей на товары-заместители.

Модель олигопольной конкуренции следует распространить не только собственно на производимые товары и услуги, но и на предложение других факторов производства, включая землю, инфраструктуру, трудовые услуги, капитал. На рынке с олигопольной конкуренцией преимущество получает тот, кто может предложить нужный потребителям товар с такой низкой себестоимостью относительно цены, что возможность производства остальными такого же товара с такой же низкой себестоимостью либо отсутствует, либо сильно ограничена. Тогда рыночная цена остаётся высокой относительно издержек, что позволяет олигополисту получать существенную прибыль. Замечу, что на практике олигополия является преобладающей формой конкуренции.

Для смешанного рынка товаров, обмениваемых на основе совершенной конкуренции (товары первого типа), вместе с товарами, обмениваемыми на основе монопольной конкуренции, олигополии или монополии (товары второго типа), выполняется закон относительного обнишания работников, занятых в сфере производства товаров первого типа. Поскольку товары сельского хозяйства ближе к товарам первого типа, то производители сельскохозяйственных товаров будут нищать, если не будет увеличиваться их производительность труда. Поскольку рабочая сила в сельском хозяйстве чаше всего обладает меньшей квалификацией, чем рабочая сила в городе, то есть содержит в себе меньше человеческого капитала, то ее зарплата тоже будет иметь тенденцию к относительному падению по сравнению с более квалифицированной рабочей силой в городе. Оба процесса дают вместе тенденцию относительного обнишания работников, занятых в сфере сельскохозяйственного производства.