От Владимир К. Ответить на сообщение
К Сепулька Ответить по почте
Дата 09.05.2010 02:21:09 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Катастрофа; Война и мир; Версия для печати

К комплексному рассмотрению проблемы.

Многое в реформе образования опирается на новые стандарты образования.
Но интересно ещё то, какие они, эти новые стандарты, в частности,
дошкольного, начального и среднего образования.
http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/

В рамках подготовки работников образования к введению новых стандартов (а
это, опять-таки, следует рассматривать в комплексе: включая новые требования
к подготовке преподавателей, новые методики (на основе иных целей) контроля
результатов их деятельности, способов оплаты труда, финансирования
учреждений, большая часть из чего уже внедрено и может рассматриваться как
созданная база, на которую и будет "наложены" новые стандарты) в апреле
этого года прошла серия видеоконференция учебных заведений и разработчиков
новых стандартов. Цель конференций - получить от разработчиков ответы на
"наиболее волнующие" вопросы.

В одной из этих конференций участвовало и учреждение, в котором работает моя
жена.
Мне выпала возможность подготовить набор вопросов от кафедры (помогал жене
выполнить задание начальства).

Перед тем, как составить список своих вопросов, мы посмотрели видео
предыдущих конференций.
Озвученные и отвеченные онлайн-вопросы поразили своей незначительностью и
непринципиальностью.
(Причины этого, в принципе, понятны:
кому из наших учителей-баб-конформистов нужен геморрой на свою ж...?
"Как бы чего не вышло!"
Да и неизвестно, насколько они вообще способны ставить принципиальные
вопросы).
Так что...

Наши вопросы были переданы заранее (как и все прочие, включая те, что потом
прозвучали онлайн).
Вопросы 1-4 сформулированы учителями, а 5-9 - мной.


1. Планируется ли переход начальной школы на пятилетнее обучение?

2. Планируется ли введение системы "портфолио" в качестве альтернативы
традиционной количественной оценке ученика в школе?

3. При появлении стандартных УМК по внеурочной деятельности младших
школьников какой будет судьба программ факультативных курсов, разработанных
учителями?

4. Планируется ли ступень предшкольного образования в качестве обязательной
ступени образования детей старшего дошкольного возраста?

5. При разработке концепции "Нашей новой школы", предположительно,
использован опыт других стран. Если так, то принципы построения системы
образования какой страны наиболее полно, по вашему мнению, отображает новая
российская образовательная инициатива?

6. Доминирование компетентностного подхода создаёт предпосылки к эволюции
образования в "мозаичную" форму (когда элементы знаний, умений и навыков,
входящие в заданную компетенцию, преподаются вне увязки в системе научных
знаний). Зарубежный опыт показал, что в результате перехода к образованию
такого типа выпускники оказываются лишены возможности воспринимать любую
проблему системно, что закрывает для них ряд возможностей развития в
интеллектуальном и профессиональном аспектах. Видите ли вы в этом проблему,
и если "да", то какие средства против подобного предусмотрены в новой
концепции образования?

7. В новой концепции образования в качестве одного из приоритетов
продекларирован личностно-ориентированный подход. Каким образом данное
требование сочетается с принципом подушевого финансирования, провоцирующим
повышать наполняемость классов? Каким образом со стороны разработчиков
предполагается решить эту дилемму?

8. Принцип вариативности образования породил для учащихся и их родителей
некоторые проблемы, связанные с тем, что в разных школах используются разные
учебные программы, разные УМК и разные комплекты учебников. В результате,
перевод из одной школы в другую (например, в связи с переездом) часто может
сопровождаться необходимостью купить другой комплект учебников (как правило,
недешёвый) и, что более важно, необходимостью для ребёнка изучать учебный
материал по иному учебнику и в рамках, можно сказать, "перпендикулярного"
УМК (каждый автор старается самовыражаться как можно более отличным способом
от других, ради того, чтобы завлечь почитателей и получить финансирование).
Если в старших классах с этой ситуаций ещё можно как-то мириться ради
каких-то выгод вариативности, то для младшего школьника стресс настолько
велик, что достоинства вариативности могут оказаться под сомнением. Видят ли
разработчики в этом проблему, а если видят, то не было бы благом несколько
ограничить вариативность в начальной школе, например, введением единого
комплекта учебников?

9. Как вы оцениваете инициативу Обамы по реформе образования США? По
материалам американского сетевого информационного ресурса Washington ProFile
(Уошингтон ПроФайл) самые значимые инициативами являются: а) реформа системы
"Ни Одного Ребенка За Бортом", в результате которой (цитата) "учителя не
будут готовить школьников к тестам, а будут отслеживать их прогресс при
подготовке к поступлению в ВУЗы"; б) придание математическому и научному
образованию школьников статуса национального приоритета; в) увеличение
доступности ВУЗов (налоговые льготы по оплате обучения). Не задан ли вектор
наших реформ в своей принципиальной части в направлении к тому, с
последствиями чего пытаются бороться США?


Увы, как раз на наши вопросы разработчики не сочли возможным ответить (и
даже упомянуть о них), несмотря на то, что, как можете видеть, составлены
они были со всей возможной корректностью (чтобы не "отпугнуть" и дать
возможность ответить обтекаемо).