|
От
|
П.В.Куракин
|
|
К
|
П.В.Куракин
|
|
Дата
|
26.04.2010 10:33:48
|
|
Рубрики
|
Россия-СССР; История;
|
|
весьма сомнительная реформа образования Сталиным
Взято с гайдпарка http://gidepark.ru/post/article/index/id/57075/?utm_source=newsletter&utm_medium=mail&utm_campaign=subscription
№27 от 26 октября 1940 года
Постановление №638
«Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий».
Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:
1.Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение.
2.Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение:
а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик – 200 рублей в год;
б) во всех остальных городах, а также селах – 150 рублей в год.
Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений.
1.Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР:
а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик, - 400 рублей в год;
б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, - 300 рублей в год…
Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР В. Молотов
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР М. Холмов
Москва, Кремль. 2 октября 1940г. №1860.
Далее - очень разумный комментарий гайдпаркера:
Этот странный для коммунистического государства возврат к коммерческому образованию объяснялся прагматическими соображениями: в СССР на тот момент было куда больше нужды в рабочих руках, чем в людях с высшим образованием. К тому же, военные учебные заведения оставались бесплатными — а значит, после школы-семилетки мальчишек стимулировали идти в летные, танковые и тому подобные училища. Надвигалась война, и правительство не могло этого не понимать.
Было и еще одно, на сей раз не столь прагматичное, соображение. Введение платы за обучение — такой, какую могли легко позволить себе уже имеющиеся специалисты с высшим образованием, но не могли низы советского общества — было серьезным шагом к закреплению новой сословности в советском обществе. Сын инженера мог стать инженером, сын рабочего с большой долей вероятности оставался рабочим, сын колхозника — колхозником. Если, конечно, не шел в армию или партию, которые были единственными работающими социальными лифтами.
Сталин почти построил такое общество — в нем, если говорить об образовании, было восстановлено даже раздельное обучение девочек и мальчиков. Но чуть-чуть не успел: скончался в 1953 году. Отменили платное и раздельное образование в 1954 году. То есть сразу после наметившегося поворота к «ленинским ценностям».
Совершенно ясно, что смысл постановления, действительно, можно оправдать в контексте подготовки к войне, экономическими причинами. Но затянуть сохранение этой феодальной схемы аж до 1954 г, когда уже давно довоенный уровень экономики давно восстановлен и превзойден - тут действительно возникают вопросы.
Невольно начинаешь относиться к гипотезе А. Лазаревича о том, что Сталин хотел во время войны восстановить монархию уже без иронии. Монархия - не монархия, но замашки в ту сторону.
В любом случае - отменили правильно, и отменила Советская власть, а не Хрущев с нарисованным ему дебилами "предательством".
Повторяю и очень серьезно предупреждаю - Советская власть, советский проект и советский период - он целый, и все эти тошнотворные попытки нарисовать "хороший Сталин, а потом со светлого пути свернули" ЦК будет рассматривать на одном уровне с либералами и "почвенниками" - то есть, как вражескую подрывную деятельность.