Невидимые облака-убийцы после выпадения пигментных крупных фракций пепла.
Аргументы и факты, Москва, 21 Апреля 2010 ПЕПЕЛЬНЫЙ КОЛЛАПС
...
Не понимаю, почему нельзя пролететь через облако? Или лететь выше и ниже злополучного пепла?
И. Милина, Москва
Отвечает Сергей КОВАЛЁВ, президент федерального профсоюза авиадиспетчеров:
- Современный самолет устроен так, что двигатели всасывают воздух как пылесос. Если в атмосфере пыль и пепел, они попадают в машину, скатываются в твердые частицы и оседают на движущихся частях - на лопастях компрессора внутри двигателя. А это неминуемая катастрофа. И такие случаи в истории авиации были. Потому авиакомпании и не рискуют. Пролететь выше или ниже облака? Судите сами. Более мелкие частицы поднимаются выше - до 13 000 м, а грубые спускаются ниже - до 3000 м. Так что контакта с ними не избежать в диапазоне 3000-13 000 м. И даже если ничего не случится, приземление пройдет благополучно, потом придется менять (прим. или ремонтировать из-за повышенного износа, не говоря о риске выхода из строя двигателя во время полёта на последующих рейсах до планового ремонта) двигатель, а это гораздо дороже, чем любая отмена рейса. В принципе над ненаселенными пунктами можно пролетать и на высоте в 1500 м, но, во-первых, таких мест в Европе нет, во-вторых, расход керосина в этом случае в 2 раза выше обычного. Есть другие типы самолетов -турбовинтовые, например Ан-24, для которых пепел представляет меньшую угрозу, но они маломощные и на большие расстояния не летают.
> - т.е. уже сейчас можно говорить, что существуют НЕВИДИМЫЕ (невыявляемые публично) области атмосферного фронта, где крупных пепловых фракций, дающих тёмное пятно, просто нет, но тем не менее это прозрачное беспигментное облако имеет все признаки объективной опасности от тонкодисперсного абразива вулканического происхождения. Что крайне актуально, когда невидимые облака-"убийцы" стали появляться в зонах плотного потока авиаперелётов (в небе Европы и США-Канады: облако-убийца уже два раза обогнуло северное полушарие планеты).
РИА Новости, Москва, 21 Апреля 2010 ИКАО ПРИЗВАЛА К ВЫРАБОТКЕ ПРАВИЛ ВУЛКАНИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
Международная организация гражданской авиации (ИКАО), которая входит в структуру ООН, намерена обратиться к правительствам стран и авиакомпаниям с призывом разработать правила безопасности полетов в условиях вулканической активности, в частности, стандартов концентрации вулканического пепла в воздухе, при котором необходимо прекращение воздушного движения.
Об этом сообщил генеральный секретарь ИКАО Рэймонд Бенджамин журналистам во вторник после встречи с генсеком ООН Пан Ги Муном, на которой обсуждалась, в том числе, тема приостановки авиасообщения в Европе из-за активности вулкана в Исландии.
> тонкодисперсные невидимые фракции облаков-"медленных убийц" можно заметить в определённых спектрах со спутников, наш технический прогресс уже позволяет вести плановый мониторинг этих труднозаметных опасных воздушных массивов, что особенно актуально в период старта вулканической планетарной активности.
Вулкан Эйяфьятлайокудль, извержение которого началось 14 апреля, находится в 200 километрах к востоку от столицы Исландии Рейкьявика. Вулкан выбросил в атмосферу огромное облако пепла, который представляет опасность для турбин авиадвигателей. Это привело к закрытию воздушного пространства над многими странами Европы. Во вторник авиасообщение в Европе начало постепенно восстанавливаться.
"Управляющий совет (ИКАО) решил созвать встречу группы представителей авиаперевозчиков, производителей, правительств, ученых и Международной ассоциации воздушного транспорта", - сказал генсек ИКАО.
В свою очередь, президент ИКАО Роберто Кобе Гонсалес, который тоже участвовал во встрече с Пан Ги Муном, заявил, что сейчас опасность для авиасообщения миновала и полеты над Европой являются безопасными. Он также высказался в поддержку идеи разработки стандартов концентрации вулканического пепла в атмосфере, на основе которых можно было бы принимать согласованные решения о прекращении воздушного сообщения.
"Мы должны заняться этими разработками совместно с представителями авиационной отрасли. А за безопасность полетов отвечают государства", - сказал глава ИКАО.
Ведомости, Москва, 21 Апреля 2010 ЦИФРА НЕДЕЛИ - 7000 МЕТРОВ
Вулкан с труднопроизносимым названием Эйяфьяллайекюль в маленькой стране Исландии устроил мировой переполох. Спал-спал 200 лет - и вот весной 2010 г. проснулся. Судя по фото и видеосъемкам, извержение вулкана - это красивое зрелище. Поначалу пробуждающийся Эйяфьяллайекюль был даже туристической фишкой; на него туристы смотрели с вертолетов. 14 апреля исландский вулкан, окончательно проснувшись, выдал столько пепла, что смог закрыть авиасообщение над Европой. Гигантское облако на высоте примерно 7000 м, двигаясь с приличной скоростью, накрыло Старый Свет и двинулось дальше. Говорят, оно обогнуло нашу планету дважды (по какому-то северному маршруту) и при этом не потеряло угрожающей силы.
...
Премьер Владимир Путин и министр транспорта Игорь Левитин даже пришли в выводу, что "Аэрофлот" - единственная европейская компания, которая летает с минимальными ограничениями.
> - "Аэрофлот" обладает САМЫМ МОЛОДЫМ (современным) авиапарком аэробусов разной вместимости, за счёт чего имеет САМЫЙ ВЫСОКИЙ РЕСУРС НАДЁЖНОСТИ, но при этом можно задать вопросы - ведётся ли КОРРЕКТИРОВКА межремонтного планного срока для самолётов, которые летали и летают в зоне с высоким содержанием абразива вулканического происхождения в атмосфере? Ведь безпигментные невидимые воздушные массы с тонкодисперсным абразивом серьёзно УСКОРЕННО ТРАТЯТ РЕСУРС НАДЁЖНОСТИ работы двигателя с последующими возможными ОТКАЗАМИ АВИАДВИГАТЕЛЕЙ В ПОЛЁТЕ при отсутствии корректировки межремонтного срока. Во что выливается аварийный отказ двигателя - отдельный вопрос, часто это не смертельно, тем не менее это снижение уровня безопасности раз, резко давит на имидж в сторону ухудшения - два, особенно для авиакомпаний, специализирующихся на премиум-классе перевозок, в третьих сам ПОДХОД к безопасности полётов и НАЧАЛУ МОНИТОРИНГА невидимых облаков-убийц, повторные анализы статистики с изучением попаданий самолётов в эти нерегистрируемые ранее облака с повышенной абразивностью, изучение эволюции вулканических и других пепловых выбросов - всё это могло бы как раз ПОДНЯТЬ ИМИДЖ И РЕАЛЬНУЮ НАДЁЖНОСТЬ авиакомпаний (вместо дешёвого, но в долговременном плане явно неэффективного игнорирования проблемы).
...
Спустя почти неделю после начала извержения министры транспорта 27 стран Евросоюза, находясь под давлением перевозчиков, решились на открытие авиасообщения. Компании, кстати, провели тестовые рейсы - в пепел летали грузовые самолеты; результаты оказались вполне обнадеживающими.
> - "тестовые рейсы в пепел обнадёживающие", т.е. самолёт сохранил дееспособность и сумел успешно приземлиться, при этом насколько сильно ВЫРАБОТАЛСЯ РЕСУРС РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ИЗ-ЗА АБРАЗИВА никто не подсчитал, а о проблеме корректировки срока планового ремонта вообще не думали, не говоря о риске аварийной остановки двигателя в последующих полётах.
Вести, Москва, 20 Апреля 2010 ЧАСТИЧНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО КОЛЛАПСА
...
В1: В европейском транспортном коллапсе виновата ошибка компьютерной программы. Такую версию сегодня публикует авторитетное британское издание Financial Times со ссылкой на представителей Евросоюза. Несовершенные компьютерные модели могли неадекватно преувеличить опасность вулканического пепла.
> - было бы уместно говорить о "преувеличении опасности" в случае публичного предоставления изученно материала по вулканическим выбросам и качественному подробному анализу влияния тонкодисперсного абразива вулканического происхождения в воздушных массах, но этого пока нет и говорить о "преувеличении" неуместно, ведь это касается безопасности авиапассажиров.
КОР: А извержение вулкана продолжается. Это снимали днем, но такие хлопья, что вообще ничего не видно. Сегодня Эйяфьятлайокудль ведет себя по-новому. Извергает лаву пепла, и пыли стало меньше. Новые подход к событиям и руководства Евросоюза, которое пресса обвиняет в безосновательной истерике. Мол, риски просчитывал компьютер. Анализы облака пепла никто, как следует, не делал. А последнее ЧП вообще было в 82 (году). Зачем же тогда отменили все рейсы. С этого дня полеты над Европой будут строго по правилам.
> - истерию развели авиаперевозчики через проплаченные СМИ, ведь они несут коммерческие убытки, а министры отвечают за организацию безопасности - это тонкая грань ответственности.
...
ДИЕГО ЛОПЕС ГАРРИДО (ГОССЕКРЕТАРЬ ИСПАНИИ ПО ДЕЛАМ ЕВРОСОЮЗА): Мы дали указание Евроконтролю создать в Европе три зоны, затронутые извержением вулкана. Прежде всего, область с высокой концентрацией пепла, там будет введен полный запрет на полеты, вторая зона, в ней напротив концентрация пепла минимальная, авиасообщение в этом области будет открытым. И третья промежуточная зона, в воздухе которой низкое содержание пепла, полеты в этой зоне будут возможны.