03.03.2010 100 творцов постсоветского пространства - 2009 по версии Global Intellect Monitoring
Автор: Олег Маслов
Известный журнал "Foreign Policy" опубликовал по итогам 2009 года список ста ведущих мыслителей мира, в котором не нашлось места ни одному мыслителю с постсоветского пространства. Экспертное сообщество "Global Intellect Monitoring" решило исправить эту ошибку и составить свой список, в который включены лица, оказавшие наибольшее влияние на протекание мирового кризиса на постсоветском пространстве, а также наиболее креативные политики и философы, аналитики и интеллектуалы, экономисты и историки, писатели и блоггеры, оказавшие существенное влияние на мир мысли и реальность в 2009 году. Экспертное сообщество "Global Intellect Monitoring" также включило в свой список лиц, создавших знаковые интеллектуальные продукты до 2009 года. Представленный рейтинг значительно отличается от всех известных аналогичных проектов, так как сообщество сознательно отказалось от Интернет демократии, которая угробила почти все аналогичные проекты. Есть и еще ряд существенных отличий. В первую очередь, высокий уровень информационной насыщенности рейтинга, что позволит всем желающим использовать данный интеллектуальный продукт как микро Интернет библиотеку.
Экспертное сообщество "Global Intellect Monitoring" сознательно не стало замыкаться исключительно на России, так как представление о нашей стране, как о неком интеллектуальном "острове" - это больше чем ошибка.
Сергей Батчиков (36)
за вклад в концептуальный алармизм.
экономист, ПУБЛИЦИСТ | МОСКВА | РОССИЯ
Сергей Батчиков – известный экономист, глобально мыслящий интеллектуал. Своей активной публицистической деятельностью в сети Интернет Батчиков создал уникальное направление мысли, которое можно назвать концептуальный алармизм. Батчиков уверен в том, что "глобализация - это мощная программа мироустройства, в которую вовлечены колоссальные финансовые и интеллектуальные ресурсы и уклониться от которой Россия не может. Более того, Россия — ставка в этой большой игре… Глобализация – новый тип войны, причем участь потерпевших поражение в этой войне будет ужасной. Это, как минимум, демонтаж всех самобытных цивилизационных структур, что означает заведомую утрату суверенитета, а для многонациональной России и заведомое расчленение".
Батчиков считает, что "для глобализации нет своих стран, а есть всемирное племя-каста "новых кочевников" и всемирные туземцы. Произошел отход искателей денег от правовых норм, на которых держалось прежнее мироустройство, при котором человеческий род был организован в народы, а их права и обязанности, соединяющие людей в общества, были оформлены как национальные государства. Врагом и объектом ненависти глобальных кочевников является любое национальное государство — кроме "империи золотого миллиарда… На "выходе" этого проекта должно было возникнуть мироустройство по типу "неоантичности". Новый языческий Рим с его центурионами-менеджерами и легионами "экономических убийц" и "психологических диверсантов" следил бы за порядком в огромном глобальном ГУЛАГе, где трудился бы "внешний пролетариат", обеспечивающий средствами жизни и комфорта интернациональную расу неокочевников — господствующего глобального меньшинства, не привязанного ни к какой территории или национальной культуре". С.Батчиков отметил: "В гуманистической футурологии Тоффлера предполагалось, что постиндустриальное общество будет отличаться от цивилизации "второй волны" особой ролью науки, образования и культуры, а его центральным социальным институтом будет не промышленное предприятие, а университет. Это представление лежит в русле веберовской социологии современного капитализма. Однако "неолиберальная волна" толкнула развитие Запада на иной путь. На тот, который в споре с Вебером предсказывал Г.Зиммель — путь к господству "ростовщика", спекулятивного финансового капитала. Главными институтами стали не университет и лаборатория, а биржа и банк, соединенные в глобальную сеть. Как сказал философ, "деньги — родина безродных".
Батчиков видит следующую перспективу: "Подрыв национальных государств и систем права уже привел к тому, что финансовые спекулянты могут безнаказанно разорять целые континенты и вывозить из разоренных стран сотни миллиардов долларов, обесценивать труд миллионов людей, не подпадая при этом ни под одну из статей уголовного кодекса. Эти спекулянты ведут тихий геноцид оказавшихся незащищенными народов, подрывая условия всякой нормальной жизни". И проецирует данную перспективу на Россию: "Уже ясна стратегия глобального "мозгового центра" — дать России спокойно умереть в процессе гниения, а не конвульсий. Главное, "чтобы не забрызгало Запад" — так писали в 1991 году. Те же мысли высказывает и нынешний вице-президент США Дж.Байден. С точки зрения рационального западного человека, воспитанного в категориях причинно-следственных связей, не предполагающих возможности русского чуда, России, построившей жалкий и убогий симулякр западного общества потребления, уже не выбраться из затянутой петли, и ее уже ничто не спасет".
Концептуальный алармизм Батчикова проявляется и в оценке российской реальности: "Слепая вера в Путина не поддается рациональному объяснению. Какое чудо он совершил, чтобы вновь вселить в нас веру в доброго западного инвестора и ласковую невидимую руку рынка? Что он хотя бы пообещал осязаемого и конкретного? Ответов на эти вопросы нет"… Сегодня в госаппарате России 17 млн. чиновников. Хозяйством они теперь не управляют (90% его приватизировано), а населения в РФ вдвое меньше, чем в СССР. В результате реформы произошло десятикратное (!) "разбухание" чиновничества относительно его функций. Второй процесс — превращение государства во "внешнего управляющего" — скрыт от постороннего глаза, но многие косвенные признаки говорят, что масштабы его весьма велики". С.Батчиков указывает на невозможность в кратчайшие сроки решить проблему продовольственной безопасности: "В 1985 году в РСФСР для внутреннего потребления оставалось по 2,51 т нефти на душу населения, а в 2005 году — лишь 0,72 т. Посевные площади за годы "реформ" сократились на 42,3 млн. га, более чем на треть! Нет топлива, тракторов, удобрений. Нет электроэнергии для сельского хозяйства, где ее производственное потребление сократилось за годы реформы в 4,2 раза". Батчиков считает, что "попытка втиснуть Россию в периферию западной хозяйственной системы — утопия, которая уже привела к огромным страданиям большинства народа". А "Социал-дарвинистская риторика, которая льется с экранов телевизора, травмирует сознание подавляющего большинства населения России, она толкает молодежь к солидарности фундаменталистского толка – этнической или религиозной".
Батчиков утверждает, что "массовая бедность буквально "построена" политическими средствами. Искусственное создание бедности в нашей стране - колоссальный эксперимент над человеком. Он настолько жесток и огромен, что не укладывается в голове - люди не верят, что сброшены в безысходную бедность, считают это каким-то временным "сбоем" в их нормальной жизни. Вот кончится это нечто, подобное войне, и все наладится". Батчиков убежден, что "ничего "стихийного" в разгуле "дикого" капитализма или в нехватке средств для оплаты коммунальных услуг нет. Это – результат реализации глубоко продуманной программы, досконально обсчитанной учеными и экспериментально проверенной в ряде стран. В благополучной России эта программа была применена как орудие экономической войны. Чем дольше будет длиться этот рыночный геноцид, тем большее число наших соотечественников сожрет бедность".
Батчиков предположил, что будущее "в превращении "постсоветского пространства" в чистую площадку для деятельности "глобальных экономических операторов… Что касается России, то она — ставка в этой большой игре. Говорят даже, что США как победитель в “холодной войне” пытается ресурсами России расплатиться со своим главным потенциальным противником – Китаем. Бжезинский прямо предлагает поделить между США и Китаем имущество России как геополитического банкрота" Он убежден: "Понять вызревающие угрозы надо не для того, чтобы встроиться в "золотой миллиард" и попасть в состав метрополии предполагаемой будущей мировой системы. Мы от болезней Запада погибнем наверняка, как индейцы от кори. Нам необходимо проанализировать шансы, которые дает хаос кризиса, поскольку спастись сможет только тот, кто проработает возможные сценарии реализации угроз и альтернативы быстрых и адаптивных ответов". Батчиков ставит концептуальный вопрос: "Как, не имея возможности уклониться от глобализации и не имея сил навязать ей свою "повестку дня", направить ее удар по касательной – и при этом преобразовать, насколько удастся, энергию этого удара на пользу России?". Увы, ответ на этот вопрос должна дать властная элита и ее пустопорожняя клиентела, а не российское экспертное сообщество.