От self Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 13.11.2001 09:18:42 Найти в дереве
Рубрики История; Культура; Теоремы, доктрины; Тексты; Версия для печати

богословие Булгакова в интерпритации "Внутреннего Предиктора СССР"

Неужто Михаил Афанасьевич Булгаков с 1929 по 1940 г. до конца своей жизни на протяжении 11 лет взвешивал каждое слово текста романа только для того, чтобы спустя чуть менее полувека после его смерти подъезд дома, куда он "поселил" Воланда, стал местом паломничества молодежи, мечтающей о том, чтобы бытие каждого из них превратилось в сплошной бал беззаботности у Сатаны при жизни и дарованный им покой по смерти? или стал местом паломничества молодежи, видящей идеал любви в слепящей и страстной привязанности покорных Воланду мастера и Маргариты друг к другу?

1. Нелепая постановка вопроса?..
2. Патриаршие запруды
3. Злых людей нет на свете
4. Богословие Русской цивилизации

выдержки:
....
- что план-сценарий иерархически наивысшего всеобъемлющего управления в отношении всего и вся в тварном Мироздании называется Божье Предопределение;
- что Предопределение Божие многовариантно, иначе бы в нём не было свободы, но мера свободы (количество степеней свободы и доступный объем каждой из них) - у всех разная, соразмерная положению каждого индивида перед Богом;
- что знание многовариантности обстоятельств и предвидение Божие всеобъемлющи и не ограничены ничем и никем;
- что все остальные сотворённые Богом субъекты ограничены как в знаниях, так и в возможности предвидения, и потому они могут успешно действовать только в предопределённых для каждого из них Свыше границах, выход за которые неизбежно обрекает их управленческие действия на крах;
- что Сатана действует в соответствии с этими же принципами, из которых не делает тайны потому, что до них может своим умом дойти всякий внимательный к жизни человек;
что действуя так, Сатана не признaется в том, что в основе его деятельности в обществе людей лежит оценка им же самим - на его страх и риск - Божеского попущения в отношении каждого. И если Сатана ошибается в своих оценках Божеского попущения, то он не достигает успеха в осуществлении своих намерений. Но поскольку связь души человека и Бога - по латыни она называется "религия" - сокровенна, в силу чего Сатана не может перехватить абсолютно засекреченный от посторонних диалог верующего и Бога, а также и прямое обращение Бога к кому бы то ни было, то для предельно точной оценки попущения ему остается единственное средство: поговорить с самим объектом предполагаемого воздействия на религиозные темы, либо спровоцировать (или выслушать самопроизвольный) разговор между собой людей, которые стали объектом его интересов, или както иначе прояснить для себя этот вопрос. Потому-то Воланд и встрял в разговор двух собеседников, придав ему интересующую его направленность, и обрадовался, узнав, что он имеет дело с атеистами: ему можно действовать без каких-либо самоограничений в отношении обоих.
....
Русь - самозабвенное зеркало Мира в том смысле, что после гибели предшествующей неправедной глобальной цивилизации человечество почти полностью лишилось осознанной памяти о ней, утратив её культуру, а в становлении культуры новой глобальной цивилизации, которая объединит всё человечество в человечности, Русь вбирает в себя все другие культуры и несущие их народы по мере того, как решает в своей жизни вопрос "что есть истина из всего того, с чем она имеет дело в своей жизни?"

Иными словами мы - Русь - цивилизация меры:

- если мы не ошибаемся в ответе на указанный вопрос, то в границы Руси вливаются новые народы, а их культуры, освободившись от какойто прежде свойственной им порочности, вливаются в культуру самой Руси, обогащая её свойственной им истиной;
- если мы ошибаемся в ответе на указанный вопрос, то к ошибочно решенному в прошлом вопросу, Промысел возвращает нас снова и снова, до тех пор, пока мы не придём к истинному ответу на него.
Так земли и народы вливаются в Русскую многонациональную цивилизацию, и этот процесс лежит, по нашему убеждению, в русле Промысла. Мы - Русь - задаем тот "общий аршин", о котором писал Ф.И.Тютчев, но мы задаем его на будущее; а во всякое настоящее другие пытаются измерить нас полученным от нас же некогда в прошлом и обреченном к отмене стандартом.

Именно по этой причине, - являющейся сутью региональной цивилизации Руси на этапе становления человечности после краха предшествующей глобальной цивилизации, - мы безрассудно легковерны, доверчивы, и очертя головы бросаемся, скоропостижно уверовав в нечто новое, во всевозможные начинания. Но скороспелая фанатичная вера во что-либо у нас краткосрочна и возникает только при выходе из кризисов развития, в которых выражаются наши же прошлые уходы от своевременных ответов на вопрос "что есть истина?" и наши же прошлые ошибки в такого рода ответах. Потом она также быстро, как и пришла, проходит, и мы начинаем сомневаться в том, что прежде успело стать неусомнительной фанатичной верой и начинаем испытывать её на истинность, в убежденности, что истина устоит во всяком испытании жизнью, а ложь и ошибки рухнут. Это касается всего: как вероучений и богословских доктрин, заведомо не подтверждаемых экспериментально, так и научных гипотез и теорий, которые могут быть подвергнуты проверке экспериментом.

Единственное в чём большинство никогда на Руси не сомневалось, так это в том что Всевышний Бог, предопределивший бытие Мироздания, есть и, что с ним дoлжно человекам жить в ладу.

Об образе Божием (т.е. своде представлений обо всём Божественном как таковом) и о том, что представляет собой лад человеков и Всевышнего Бога по существу и по форме, мы всегда спорили среди себя, и эти споры всегда были непонятны иностранцам, и мы - в стремлении обрести истину и воплотить её в жизнь - были беспощадны к себе и к окружающим в этой жизни, уповая на милостивый Суд Божий. И надо полагать, что именно за это стремление к выявлению и воплощению истины в повседневную жизнь нам прощалось и прощается Богом многое из того, что не прощалось другим, ныне исчезнувшим культурам.
...

===========
Специально для Борисыча:
Относиться ко всему без трусости по совести, поскольку всё, к чему человека приводит Бог, а равно и всё, что Бог приводит к человеку милостью или попущением, - дается человеку в поучение, и этим не дoлжно пренебрегать.

И люди в Предопределении бытия - в его Русском понимании - не рабы даже Богу, они - по Предопределению - Его свободные добровольные помощники и сотрудники.

И соответственно "Мастер и Маргарита" - не Откровение в форме литературного художественного произведения, и не праздный вымысел, выдаваемый за Откровение, а богословие Русского человека, ищущего истину с беззаветной верой и доверием Богу своей жизни и посмертного бытия, выраженное в иносказательно-притчевой форме. Это истинное богословие Русской культуры в целом в ХХ веке, определившее во многом дальнейшую судьбу региональной цивилизации России и всего остального человечества.