|
От
|
Айзатулин Тамерлан
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
08.11.2001 21:45:47
|
|
Рубрики
|
Крах СССР;
|
|
Ирине. Молодец!
Тамерлан: Молодец!
То: Ирина
Groups : Крах СССР;
>только не бейте сразу ногами, особенно если окажется, что я чего-то здесь не читала. Я за вами не успеваю.
>А никто не рассматривал как одну из причин развала СССР такую психологическую причину, как скука?
> когда обывателя спрашивают "хочешь обратно?" и он лихорадочно отвечает "н-н-нет", то он не о дефицитах и не о "задушенной свободе" думает в этот момент
1. Наоборот, хочется расцеловать. До этого фактора очень умные люди догадывались очень не быстро. Но догадывались и писали.
2. Научный руководитель нашего сугубо научного форума Сергей Кара-Мурза (СКМ) писал об этом в своих статьях и книгах. Есть ли на форуме эти его тексты - надо спросить у модератора. Есть об этом у него в замечательной статье об обездоленных в СССР. Не материально обездоленных и даже не культурно- или духовно-обездоленных, а, если говорить по-Вашему, адреналино-обездоленных. Был, был обездолен обыватель в СССР, и очень обездолен. Причем презрительно обездолен. А это существенная часть народа, можно сказать - сам народ. Причем обездоливался он самыми благими намерениями и действиями. Уверенность в завтрашнем дне! Зарплата день-в-день, час-в-час, хоть земля лопнет! (Да чтобы это было у сына, которому три месяца не выдают, остаток жизни отдал бы) Бей баклуши - с работы не выгонят, зарплату не понизят, а то генсек вмешается. Доживи только - гарантирована пенсия, спокойствие и скука. Скучнее только на кладбище.
У СКМ есть замечательный образ старушки в нашей новой жизни. Она потеет от волнения: прогорит ее вклад или даст прибыль? Она теперь живет полной жизнью. Дело не только в том, что советские идеологи забыли, что "есть упоение в бою и бездны мрачной на краю….", лишили "неизъяснимых наслаждений" и толкали к упоению
Водкой, или, принизив, - забыли про комплекс "хлеба и зрелищ", заботясь во всех партийно-правительственных постановлениях только о хлебе. И зрелища были распланированы и спущены сверху в необходимом ассортименте, и чемпион мира Анатолий Карпов диссертацию защитил типа "О досуге советского человека" (А сейчас!? Открываешь газету - объявление: Досуг (165/120/65)- и телефончик, и адреналин, и гормоны), и стадионы для всех были, и театры, и альпинизм бесплатный с бездной мрачной на краю, и упоению в бою на верхних этажах неба Вьетнама, а если хошь - в Афганистане, но не хочется, и 165/120/65 бесплатно в практически бесплатном публичном доме отдыха было организовано. Все было, все было организовано, все было организованно.
Дело и не только в том важнейшем обстоятельстве, что, согласно Селье, скука - самый стрессогенный фактор.
За миллион лет эволюции нам дана физическая конституция, требующая тяжелых физических нагрузок и не терпящая гиподинамии, психическая конституция, требующая, как и у животных, удовлетворения любознательности и "приключений", испытаний, щекотаний страхом, преодолений, удовлетворения инстинкта охотника и кучи других инстинктов, включая инстинкт проститутки, я, глядя на происходящее, стал считать, что есть такой, и не только у женщин.
Сопряженный с этим вопрос - у Льва Гумилева о пассионарности, пассионариях и субпассионариях. Там у него есть и такой интересный для нас момент, рассмотренный по восточным цивилизациям, особенно китайской: молодым человеком, находящимся в благополучии и в превышении энергопотребления над энергорасходом, всегда овладевает скука и приходит своеобразная форма стресса: нигилизм в отношении окружения (очень культурного и цивилизованного) и идеализация черт-те чего внешнего, по существу гораздо менее культурного, а то и варварского, он становится диссидентом и разрушителем отечества и может вспыхнуть пассионарием (но все это я читал в юности, задолго до Гумилева, в неопубликованных рукописях профессора Георгия Сергеевича Кара-Мурзы, отца научного руководителя нашего форума, этот момент меня потряс, и я не стал диссидентом, а увеличил нагрузки до предела и полез в мрачные бездны).
Другой сопряженный с нашим и с гумилевским вопрос - о страстном состоянии. В православной средневековой философии он рассмотрен св.Г.Паламой, в наше время - математиком-философом Сергеем Хоружим, а популярно особенно описан в драматургии А.Островского, но также у Толстого и Достоевского. Советская обездоленность, неудовлетворение требований конституций, гумилево-карамурзовый дисбаланс окутывают Катерину и Анну Каренину ирининой (безадреналиновой) скукой и обращают их, по-моему, не столько в луч света в темном царстве, сколько в своеобразно-женское русское диссидентство и разрушение микроотечества - семьи, конечно, "плохой", как "плохо" и наше темное царство - отечество, как плохо по-русски - "домострой жизни", особенно по сравнению со звучанием буквального перевода с русского - "экологичное обустройство жизни" (эйкос - дом). Сексуальная свобода - первое бревно свободы, которым либерасты таранили Союз.
Еще один сопряженный со всем этим вопрос - вопрос мещанства. Для духовного, а за ним и для физического здоровья России в любом ее облике - это один из первостепенных вопросов. Не зря Горький (да и Чехов) бился над ним (и, кстати, сексуальная обездоленность энергетически переполненной и скучающей мещанки у него сильно показана, особенно с Евсеем). Россия Горького была мещанской страной (Россия Толстого - крестьянская), страной-скукой, затем, по Селье, - страной стрессом, затем, по Гумилеву - сталинской страной-пассионарием, а затем-то, по Гумилеву-Карамурзе-Ирине, опять, - благополучной брежневской страной-скукой.
Страна-скука это не значит - плохо, совсем нет. Согласно Гумилеву, как раз можно было бы ожидать расцвета культуры, литературы, живописи (про кинематограф у древних китайцев он не говорил), если бы, согласно Фрейду, потенциал либидо нашей интеллигенции перекачался бы в высокое творчество, а не спустился бы по прямому назначению, как это случилось в условиях либерастии. Если бы интеллигенция в России Брежнева не трансформировалась в мещанство. Страна-скука - хорошо, например, для Прибалтики. Хорошо, потому что адекватно. А для России в любом ее облике - не адекватно ее конституции, сложившейся за тысячу лет ее роста, по Менделееву (эволюции, по науке), когда каждое поколение имело по две серьезные войны и по нескольку десятков трудовых мобилизаций. Не понимаю ученых-коммунистов: почему бросили изучать скучающее мещанство? и почему перестали его учитывать в своих теоретических построениях?
Запад справился с проблемой скуки. Пусть некрасиво справился, пусть даже аморально, но справился, дал потребное многообразие и удовлетворение. Или я так думаю из-за книжного своего знания, из-за незнания его жизни, Ирина? Вам там виднее.
И жизнь, и литература ставили вопрос о скуке, неадекватной России и потому представляющей для нее опасность, как всякая неадекватность. И русская наука, и русская литература, и русская православная философия больше, чем другие, исследовали проблему скуки, а православная философия знает и профилактику ее. Почему же лопухнулись? Меня все время тянет на обвинение в сознательном вредительстве.
3. Вы совершенно правы: наш обыватель не хочет возвращения не из-за дефицита и задушеной свободы, хотя говорит именно о них.