>> Как мы дошли до жизни такой?
>
>На последнем этапе всё так и было, как объяснил Сергей Георгиевич. Но я хотел бы обратить ваше внимание на одну особенность, мимо которой проходит большинство аналитиков, считая, вероятно, её малозначительной, хотя, на мой взгляд, эта особенность является решающей.
>Капитализм — это общество людей без совести. Социализм — общество людей с совестью. Советское общество — механическая смесь людей с совестью и людей без совести, так как этих людей не завозили с Луны или с Марса, а они пришли такими из царской России. Люди без совести лучше приспособлены к жизни, они намного сильнее людей с совестью, так как привыкли бороться за «место под Солнцем», не взирая ни на какие моральные препоны. И вот в этих условиях нужно было строить социализм. Возникающие в связи с этим проблемы хорошо описаны у Стругацких в «Обитаемом острове» в диалоге Максима с колдуном:
>«...Совесть своей болью ставит задачи, разум — выполняет. Совесть задает идеалы, разум ищет к ним дороги. Это и есть функция разума — искать дороги. Без совести разум работает только на себя, а значит — вхолостую...
>...Но идеалы потому и называются идеалами, что находятся в разительном несоответствии с действительностью. И поэтому, когда за работу принимается разум, холодный, спокойный разум, он начинает искать средства достижения идеалов, и оказывается, что средства эти не лезут в рамки идеалов, и рамки нужно расширить, а совесть слегка подрастянуть, подправить, приспособить... ...Не следует нянчиться со своей совестью, надо почаще подставлять её пыльному сквознячку новой действительности и не бояться появления на ней пятнышек и грубой корочки».
>Когда выяснилось, что социализм придется строить в отдельно взятой стране в окружении капиталистических государств, возник вопрос: а что делать с людьми без совести. Если их не трогать, то они, сильные и намного лучше приспособленные к жизни, «забьют» людей с совестью, как сорняки в огороде забивают культурные растения (у кого есть участок, могут поставить опыт: весной посадить культурные растения, а затем, ничегоне делая на этом участке, придти осенью и посмотреть, что вышло).
>Единственный шанс обеспечить выживание и развитие людей с совестью - «прополка сорняков» (как это ни цинично звучит по отношению к людям). Я думаю, реальный Сталин понял, что за жестокий жребий выпал на его долю, и, взяв «за горло» свою совесть, вынужден был проводить «прополку». В этом, мне думается, и лежит скрытая причина репрессий. О том, что заниматься ему этим было совсем не сладко, говорит несколько раз повторенная им фраза: «Моя жизнь безжалостная как зверь» (В.Похлебкин). Процесс сдерживания роста популяции людей без совести сопровождался многими негативными явлениями, так как и репрессивные и другие государственные органы были составлены из той же самой механической смеси людей с совестью и без совести.
>Но вот Сталина не стало, репрессии пошли на убыль, и «сорняки» стали разрастаться с огромной скоростью. В конце концов баланс изменился в пользу «сорняков», и люди с совестью вынуждены были капитулировать.
>Возникает вопрос: а можно ли было обойтись без репрессий? Не знаю, мой разум пока не может мне указать другого пути достижения идеала в тех условиях.
Опять хотим обмануть. И кого? Своих. Значит, не свои они нам, а чужие. А сами-то мы кто?
...