>Просто потому что все те кадры были самодостаточны и знали и понимали это.
Как это в общенародном хозяйстве могут быть "самодостаточные" кадры? Уж не путаем ли мы СССР с островом Робинзона Крузо?
Не очень красивым словом психологятина мы будем называть очень некрасивый прием информационно-психологического воздействия, при котором аудитории под видом психологического знания внушаются предвзятые объяснения психических механизмов, определяющих поведение людей.
Суть внушаемого сводится обычно к следующей антирациональной установке: истинные мотивы поступков человека может объяснить только психолог-профессионал, а сам человек с его разумом и волей лишь выдумывает рациональные оправдания своему поведению. 15 Жертвой этой ложной истины оказывается именно разум человека. В соответствии с внушенной мысленной моделью он акцентирует внимание не на том, что наблюдается воочию, - приспосабливании поведения к реальным окружающим условиям и поведению других субъектов, - а на болезненном самокопании и на применении мнимых "психологических знаний" к интерпретации внутреннего мира других людей.
Традиционная культура по-своему исследует внутренний мир людей, остерегаясь однозначных интерпретаций, - игровыми средствами искусства, образными средствами эпоса, поэзии, поговорок:
чужая душа - потемки;
в каждом человеке есть искра божья;
Я не люблю, когда мне лезут в душу... (В.Высоцкий)
Психологические интерпретации поведения весьма противоречивы и отнюдь не бесспорны, поэтому их применение даже в лечебных целях предполагает строгое соблюдение интересов пациента и особых этических ограничений. Обычная практика взаимодействий людей основывается не на взаимоинтерпретациях побудительных мотивов, а на системе общепринятых норм, которая позволяет оценивать соответствие поведения конкретной ситуации без вмешательства во внутренний мир человека.
Межличностные интимные ситуации, в которых решающей является именно психологическая индивидуальность сторон, из многообразия поведения людей выделяются в обособленную, иррационально защищаемую сферу поведения.
Недружественный субъект, чтобы дискредитировать оппонента в собственных глазах и глазах окружающих, демонстративно думает за него, как будто тот не способен думать самостоятельно, измышляет иные мотивы его поведения, чем собственное рациональное обоснование. Если оппонент принимает такое обращение с собой, он может перестать верить в свой разум и утратить суверенитет над своим поведением.
Человеку, находящемуся в таком беспомощном состоянии, легко внушить и другие мнимые "профессиональные знания", например, о мире, о болезнях, об экономике, об истории, о мышлении и так далее. (См.также Обвинение в непрофессионализме)