|
От
|
vld
|
|
К
|
Н.Н.
|
|
Дата
|
05.02.2010 14:46:38
|
|
Рубрики
|
Крах СССР; Манипуляция;
|
|
Re: Всё может...
Какая-то странная ваша рецензия, по-видимому, давно фильм смотрели.
>Зря смотреть "Заводной апельсин" не стали.
Несомненно, зря, фильм - выдающийся, значительно сильнее книги, что есть редкость. Макдауэлл сыграл прекрасно (ну или режиссер поставил его на правильное место).
>Рецензия написана не совсем верно, никакой порнухи там нет.
Одна сцена, которая с некоторым натягом может быть названа "порнухой" - развлечение Алекса с парой девиц, "снятых" в музыкальном магазине.
>Фильм. правда, жестокий. Но с подтекстом. Показано сверхгуманное общество, где решены проблемы голода, безработицы и т.д.
Отнюдь, общество не сверхгуманное и даже не слишком, похоже, благополучное - в фильме, в отличие от книги, сюжет положен практически на современную для авторов Великобританию, единственное "фантастическое привходящее" (не считая "психотерапии" в тюрьме) - молодежная субкультура, частью которой является Алекс, легализация легких наркотиков и некоторая нарочитая "гарлемизация" обстановки. В книге, кстати, тажке отражено далеко не благополучное общество.
Сам Бёрджес писал, что для него образцом субкультур для книги послужили "битники Санкт-Петербурга" с их невнятным социальным протестом и ино(англо)язычным жаргоном и уличные банды США с их "труднопонятными поступками и немотивированной жестокостью".
>Но теперь проблему создает молодые люди. Они ни в чем не нуждаются.
Так уж ни в чем и не нуждаются? Это ни из чего в фильме не следует. Напомню, что семья Алекса живет в довольно стесненных офинансовых обстоятельствах и чрезвычайно рада тому что сынок "подрабатывает" вечерами, не вдаваясь в подробности где и как, карманных не просит - и слава богу. А так да, молодые люди всегда создают проблемы - и это неизбежно, пока они не вырастут, и это надо понимать как неизбежный этап взросления, а не подавлять насилием над способностью личности к независимости, и в этом, собственно, главная мысль книги, потерявшаяся в фильме.
>Им стараются дать образование,
Обычное среднее школьное - как-никак Алекс - школьник (по книге - 15 лет в начале и 18 в конце).
>привить любовь к культуре (герой слушает только классику) и т.п.
Герой слушает классику не потому что ему ее "прививают", он ее слушает, потому что она ему нравится, ну и потому что сценарист отображает внутренний мир героя через конфликт 2 и 3 частей 9 симфонии Бетховена (последняя идет лейтмотивом фильма в весьма издевательской аранжировке и звучит еще дважды - в сцене с певицей в баре "Korova" и в финале), у Бёрджесса такого противопоставления по понятным причинам нет - у него довольно богатый набор музкальных отсылок иллюстрирует "течение подсознания" Алекса -"Юпитер" Моцарта и "Бранденбургский" концерт Баха, 3-и части 5 и 9 Бетховена и "Пражская" Моцарта и выдуманный Скаделиг.
>Но вот проблема: любят детишки "повеселиться", а именно грабят, насилуют, убивают. Но самое главное - такие преступники считаются "жертвами" общества. С ними церемонятся, изучают их психологические проблемы и пытаются "перевоспитать".
Не особенно и церемонятся, если помните, Алекс в прощлом ученик исправительной школы и находится под наблюдением "инспектора под делам несовершеннолетних", а за неумышленное убийство он получает по полной не взирая на малолетсво - 14 (кажется) лет тюрьмы, даже по рамка нашего невысокогуманного общества крутовато, а при встречах с полицией Алекс регулярно получает по морде.
>Меня зацепила там одна вещь. Один из героев - писатель, ратует за свободу личности, требует гуманизма по отношению к преступникам. И помогает герою-злодею, вышедшему из тюрьмы, найти себя.
В фильме писатель сразу же "вычисляет" Алекса и пытается отправить его на небеса довольно хитрым способом. В книге группа оппозиционеров пытается использовать его в своих целях, писатель так - сбоку отирается и сверлит Алекса глазами, не более того.
>И не знает, что именно этот герой убил его жену (так он с друзьями развлекался). Когда узнает и пытается ему отомстить (сострадание к несчастным преступникам как ветром сдувает), то гуманное общество сажает писателя в психушку. Он же пытался нарушить права человека.
"Изолирован" не обязательно значит "психушка", писателя по смыслу радостно изолируют, чтобы не мутил политикам, которые поставили на поток программу "промывки и кастрации мозгов", для чего покушение на убийство - очень хороший и своевременный повод.