От И.Т. Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 08.11.2009 23:27:26 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Монетаризм - орудие пролетариата. Модель финансовой опричнины

Андрей Сухоруков

Монетаризм - орудие пролетариата.

Монетаристские теории принято в России ругать за их неспособность реанимировать реальный сектор экономики. Безусловно, если в странах Запада монетаризм приводит к структурным кризисам с последующей реанимацией в производственном секторе и созданию пузырей на сырьевых, потребительских и финансовых рынках, то в нашей стране он принципиально не рассматривает в качестве предмета воздействия сферу производства, отводя ей роль биомассы, кормящей финансовый сектор. Монетаризм по русски – это эвфемизм обыкновенной финансовой спекуляции, использующей в качестве источника финансовые потоки, инициируемые государством и производственным сектором.
Однако, напомним теорию. По Фридману, деньги являются главной сферой определяющей развитие производства. Спрос на деньги имеет постоянную тенденцию к росту. Его обеспечивают: рост сбережений, рост промышленного производства и рост потребления. Чтобы спрос на деньги соответствовал их предложению, необходимо проводить курс на постепенное увеличение количества денег в обращении, безжалостно подавляя неизбежную инфляцию через снижение государственных расходов, в первую очередь, на социальные нужды. Все логично, если не принимать во внимание того фактора, что «вода дырочку найдет» и финансовый капитал неизбежно будет стремиться в быстро оборачиваемые и высокорентабельные сферы, оставляя сферу производства на усмотрении правительств в период кризисов. Особенно способствует этим процессам масса напечатанных правительством обезличенных ассигнаций. На Западе с этим неизбежным злом борются, увеличивая безналичные расчеты с помощью кредитных карт и пр.
В России промышленный капитал изначально рассматривался как агнец на заклание. Если ему и давали кредиты, то старались использовать государевы деньги, транспортируя их через частную банковскую систему. Кредитные деньги предприятие вынуждено использовало «не по назначению» - на закупку комплектующих, оплату электроэнергии и энергоносителей, капитальные вложения и пр. Не по назначению, потому что полноценного рынка кредитования нет, рынка факторинга нет, системы переучета векселей нет и пр. Брать взаймы «живые» деньги с последующим резким понижением их ликвидности и увеличением оборачиваемости – безумие, на которое руководитель предприятия идет только от безисходности и\или в преддверии пенсии, а также в предвкушении отката. Неизбежный возврат кредита в обусловленные договором сроки и в денежной форме без учета изменившейся конъюнктуры рынка означает либо пере кредитование в качестве первой ступени к банкротству, либо создание вынужденных кредиторов: персонал, бюджет. Запомним главное – не предприятие берет взаймы, а банк размещает свои активы исходя из принципов ликвидности и возвратности. Если такие возможности представляют другие сектора рынка: деривативы и пр., производственный сектор рассматривается в последнюю очередь.
Теперь придется вспомнить историю. В благословенное советское время деньги предназначенные для обслуживания промышленного оборота никогда не попадали на потребительский рынок. В противном случае, в условиях полного государственного регулирования потребительских цен, товаров на том рынке не стало бы вообще. Деньги, предназначенные для капиталовложений, вообще учитывались на отдельных счетах в едином государственном банке и не попадали, или почти не попадали даже в сферу текущего производственного обращения, не говоря уже об обращении потребительских товаров. Кредиты под зарплату выдавались автоматически, периодически производился всесоюзный зачет взаимных требований, что де-факто означало ремиссию безналичных денег, находящихся в производственном обращении.

Те времена прошли – нас мало уцелело. Возвращаться к социализму уже поздно, точка не возврата пройдена. Социализм придется строить заново и, в преддверии грядущих катаклизмов, возможно именно мобилизационного типа, без «человеческого лица». В том числе, как не парадоксально, на основе монетаризма, только не фридманского, а позднее- сталинского, или, если угодно «зверевского», по имени тогдашнего министра финансов, типа.
Твердый, неконвертируемый в другие валюты, рубль, обеспеченный сырьевыми и промышленными активами государства, способен творить поистине чудеса. Опишем их по мере возможности:
- уменьшение роли банковского капитала в экономике страны. Вытеснение его из промышленного оборота на периферию – в потребительский сектор, где ему самое и место;
- введение твердых не инфляционных цен на энергоносители и услуги гос. монополий при расчетах новым рублем. Создание гос. преференций для предприятий, допущенных в новую платежную систему, в т.ч. оплата налогов новыми безналичными рублями;
- ограничение возможностей для обналички и хождение неучтенного нала. Хорошо бы одновременно провести и денежную конфискационную реформу, предварительно осуществив изъятие путем принудительного выкупа валюты у населения.
- снижение числа посредников в производственных цепочках. Посредника просто не зарегистрируют в новой платежной системе.
- снижение уровня коррупционности. Новые деньги трудно украсть. Будут брать взятки разово, за включение в систему и наделение деньгами, но этот рынок можно контролировать имеющимися правоохранительными органами.
- снижение импорта и его замещение на внутреннем рынке отечественными товарами. Просто у отечественного производителя снизится себестоимость продукта и он станет более конкурентоспособным, а у чиновники или топ-менеджера не будет возможности, подкрепленной финансово, приобретать импортные комплектующие либо товары.

Все хорошо, но как это сделать? Вот примерный алгоритм.

1. Создание системы критериев и отбор предприятий участников новой платежной системы. В первую очередь, это предприятия – участники кооперации по гособоронзаказу, все естественные монополии, добывающие и перерабатывающие природные ресурсы предприятия, машиностроение, транспорт, связь и пр. В начале их должно быть крайне немного и расширение списка должно происходить по мере необходимости участников системы оплатить тот или иной контракт на поставку товарно-материальных ценностей. Дополнительные ограничения для желающего принять участие в платежной системе – владение земельным участком для производственных нужд на правах аренды либо собственности, оборудования, способного изготовить заложенную в контрактные обязательства продукцию и рекомендации 2-х участников платежной системы (чуть не сказал: 2-х членов КПСС).
2. Носителем платежной системы должно стать федеральное казначейство в лице своих территориальных органов. Через них и будет осуществляться система расчетов, а также эмиссия и ремиссия новых дензнаков. Никаких выходов наружу – в систему изуродованного коммерческими банками денежного оборота – быть не должно. Покупка новых рублей за старые либо за валюту по любому курсу невозможна, что закрепляется законодательно.
3. Эмиссия новых дензнаков ежегодно осуществляется ЦБ, который передает его Минфину РФ в качестве займа. Она закладывается в федеральный бюджет по статьям: гособоронзаказ, субсидии регионам на кап. строительство, кап. строительство для федеральных нужд, транспортная и инженерная инфраструктура и пр. в размере 50% от общей суммы финансирования. Эти суммы идут по счетам федерального казначейства в форме предоплаты и могут быть использованы целевым образом для оплаты сырья и материалов, оплаты электроэнергии и энергоносителей. Естественные монополии будут обязаны принимать данные денежные средства без ограничений с оказанием услуг по твердому, не учитывающему инфляцию тарифу, остальные по желанию. Оставшиеся 50% будут профинансированы в обычном порядке и в привычные сроки, то есть в конце года.
4. Денежные средства возвращаются периодически в Минфин в качестве платежа по федеральным налогам, происходит возврат займа в ЦБ и гашений данной денежной массы.

Предлагаемая модель финансовой опричнины имеет неоспоримое преимущество – она была апробирована в советский период истории и, пусть в урезанном виде, может применяться и в нынешней квази-государственной экономике для расчетов бюджетов и предприятий любой формы собственности. Ввести ее технически также не представляет труда, во всяком случае не сложнее чем сфальсифицировать выборы. Термин «опричнина» употреблен в значении « не земщина», а не в качестве репрессивного посыла к остальной экономике. В земщине продолжают жить спекулянты и олигархи, рубль меняется на доллар и евро. Вот только простому человеку жить в земщине некомфортно и он записывается в опричнину либо наемным работником, либо работодателем.

Понимаю, что политической воли у нынешнего Правительства для осуществления подобного рода мероприятий нет. Но, возможно, данный набор аргументаций будет кому-нибудь полезен хотя бы в качестве учебного примера.