Re: Неясно, как и насколько построению солидарного общества помогает...
Неясно, как и насколько построению солидарного общества помогает сопротивление мелких лавочников крупному торговому капиталу.
>Так надо этому лавочнику о Wal Mart-е побольше рассказывать, и что случается с мелкими лавками в тех странах куда он приходит.
Никак они особо и не способны сопротивляться. Вот, открылся на улице Савушкина универсам сети "Магнит" (местный у нас есть такой) и всех мелких торговцев на базарчике у этого здания - как ветром сдуло. Остались только зеленщики (этим универсам не торгует). Цены - немного ниже в универсаме. Придет Wal Mart - "Магниты" "ветром сдует". Покупателю все выгоднее и выгоднее (до поры до времени).
Лавочник будет, конечно, если ему помогать и "открывать глаза", сопротивляться как-нибудь, но, если наступит момент, когда ЕМУ станет хорошо - при первой удобной возможности сам наплюет на общественные интересы. Тут - шило на мыло.
А психология лавочника интересно проявляется.
Все-таки, приведу свои наблюдения.
Особенно важно то, что этого человека я очень хорошо знаю и могу сравнивать.
Мой двоюродный брат живет в казачьей станице на Дону - родине моего отца. Я живу в городе. Но, с детства, с самого раннего возраста мы часто были вместе. У отца много братьев. Все разъехались жить и работать в разные концы нашей страны, но, каждое лето - собирались семьями вместе на своей Малой родине. Мы с братом и другими детьми были всегда вместе. Все сознавали себя членами одной большой семьи, как это обычно и бывает.
Чего только мы с двоюродным братом не делали! Он мечтал стать шофером, как его отец. Мы с братом в 10-12 лет учились водить легковушку, грузовик, трактор, комбайн (!). Работали, помогая старшим, на уборке хлебов (брат за комбайнера, а я за помощника), на току. Разводили кроликов, косили сено, сажали и копали картошку, строили сарай и занимались тысячью других интересных дел. С удивлением сейчас отмечаю - какое замечательное детство было у меня и у моих братьев и сестер! Не променял бы ни на что!
Наступила перестройка, и т.д. и т.п. Ездить каждый год стало некогда и не на что. Селяне наши бедствовали, но, собственное хозяйство выручало, позволяло жить. Тем не менее, всякое бывало.
Вот, мой двоюродный брат (тот самый) женится. Он и наша (в широком смысле) семья оказались "бедными родствениками" в этой ситуации. Почти никого из наших со стороны жениха на свадьбе нет (не на что или нет возможности приехать). Я и мама, чтобы не получилось совсем конфуза - откликаемся на просьбу, собираемся и приезжаем (хоть и дорого для нас было).
Через два года женится там же второй двоюродный брат. Нам пишут, что совсем плохо! Денег на свадьбу почти нет (невеста не из зажиточной семьи), помогите деньгами хотя-бы на костюм жениху! Собрали, сколько надо - отослали безвозмездно. И много другого было. Они выручали нас посылками соленого мяса, других продуктов. Я это рассказываю потому, что факт: взаимовыручка часто спасала нас всех.
В этом году, впервые с 93-го, я получил настоящий отпуск. Со времени моей последней поездки прошло 7 лет. За это время все мы обзавелись семьями, подросли дети, не знающие своих "дальних" сверстников. Конечно же, я повез жену и сына туда, где прошло мое детство. Всего на неделю пока.
По письмам я знал, что за последние 2 года дела у брата пошли нормально. Он стал торговцем, "лавочником" (помогли родители его жены). Теперь у него свой магазинчик. Неплохой и по ценам (сравниваю с Астраханью, а односельчанам, в массе, видимо, дороговато) и по ассортименту (продукты, бытовая химия и т.п.). Можно сказать, что сбылась и его мечта стать шофером. У него собственный дизельный "ЗИЛ" с тентом, на котором с женой два раза в неделю ездит в Волгоград за товаром.
Хорошо встретились! Какая радость была! Сидели ночами, пили пиво, угощались разносолами, рассказывали друг другу о себе, вспоминали детство. Жены, дети познакомились, подружились.
С любопытством я присматривался к его новой жизни: "Как живут те, кто хоть немного, но преуспел в новом укладе? Что нового?".
Интересно то, что в быту почти ничего не изменилось. Как жили - так и живут. Те же старые, родные чашки-тарелки. Так же в хозяйство идет каждая жердина или лоскут. Никакого лоска, роскоши. Сам, если надо, таскает, грузит товар. Сестра работает продавцом (с двумя другими подругами), бухгалтер - друг детства.
Но, есть и новшества. Выкупил старый двухэтажный кирпичный дом (с советских времен там жил с родителями). Делает ремонт. Хочет сделать подвал с бассейном :-). Бытовая техника - на уровне (телевизоры, видео, телефоны, холодильники и т.п.). Грузовик, опять-же. Двое сыновей пошли в школу. Жена съездила по путевке во Францию (осталась недовольна только тем, что пришлось ехать одной: "все в тургруппе с мужьями, а я, как дура, одна"). Ну, тут уж обстоятельства (или денег пока на совместный тур не хватило, или магазин оставить было не на кого), это по человечески понятно. Можно только порадоваться за людей!
Увы, некоторые детали вызвали-таки неприятный осадок в душе.
Известно, дети любят сладости (мороженое, конфеты, киндерсюрпризы там...). Раньше, в моем детстве, покупал кто-нибудь из наших взрослых ящик мороженого или лимонада (не считаясь, кто сколько) и вся детвора добивала этот ящик (но, поровну каждому). Ну, и я так поступал, когда в гостях был: каждый день подарки всем детям, не разделяя своего и "чужих". Незадача: обнаруживаю, что наши "зажиточные" так уже не поступают. Некоторая абсурдность ситуации в том, что сладости покупаю в ЕГО же магазине по ОБЩИМ ценам и раздаю, в том числе, и ЕГО детям. Все это видят, но никто не чувствует неловкости :-). "Город Зеро" - да и только.
Я не в обиде! Я получаю огромную радость, видя, как счастливы дети, как радуются они подаркам! Но, как отстраненный наблюдатель, фиксирую факт.
Дальше... Замечаю, что сыновья брата единолично получают подарки от своих мамы и папы, но, не делятся ими с другими "нашими" детьми.
Дальше... Испорченные, списанные сладости, потерявшие товарный вид и вкус - кушать детям НЕ запрещается. Мне было бы стыдно, и на его месте я запретил бы детям брать испорченные продукты, а САМ предложил бы взамен бесплатно нормальные (чтобы дети не обижались). Ловлю себя на этом.
Тем не менее, во многом мой брат остался прежним.
Пожили, вернулись домой, решив, что на следующее лето обязательно, как нас просили, приедем уже на целый месяц.
И вот, "момент истины"?!
Моя мама попала в очень трудную ситуацию. Срочно и сразу потребовалась большая (для нас) сумма денег. Куда деваться? Надо срочно занимать у родни!
Так вот, никто из "состоятельных" не помог даже сотней рублей! Получилось оригинально: "много дать не хочу, а мало дать - стыдно"! У всех нашлись причины отказать ("новую машину покупаю", "сестру на курорт отправил"). Это все НАСТОЯЩИЕ слова! Мама сказала с горечью: "Ну, не не хочешь, или не можешь дать В ДОЛГ все десять тысяч рублей - дай хоть тысячу, все легче нам будет. Так нет...".
Помогли именно "нищие" наши родственники! Каждый дал, сколько мог. Кое-кто даже полностью отдал свои последние "гробовые" деньги! У кого вообще ничего не было - искренне жалели, что помочь не могут. Вот и сравнивай теперь...
Дело-то вот в чем! Получается, даже у "нормального" "нашего" человека из сельской местности "лавочничество" постепенно изменяет психологию. И, похоже, чем дальше - тем больше. А что говорить о горожанине, который и так не прочь "погрызть ближнего" во имя личных интересов, а "школу солидарности" вообще не проходил?
Первый этап процесса, на мой взгляд, - сужение круга "своих". Похоже, я, например, для моего двоюродного брата подсознательно уже не такой "свой" как он для меня. Для нас же он остался своим. Если у него случится беда - будем помогать, чем сможем.
Разница в психологии уже есть, увы. И вопросы... Насколько эта разница наносная? Станет ли он прежним при ухудшении его материального положения? Или приобретенный опыт заставит его поступать в соответствии с новой программой: "каждый сам за себя, один бог за всех"?