От Дмитрий Лебедев Ответить на сообщение
К All
Дата 24.10.2001 19:31:48 Найти в дереве
Рубрики Семинар; Версия для печати

Доработка дайджеста концепции

Дополняя концепцию Сергея Георгиевича, хотелось бы добавить несколько дополнительных деталей, которые могут ее расширить. Если он посчитает их лишними, тогда эти дополнения несложно будет выкинуть из дайджеста. Кроме того, это всего лишь мое видение, а я не официальный представитель. Многое повторяет первоначальный вариант, так что рекомендуется читать только людям, желающим принять участие в выработке дайджеста.

Причины победы Советской власти

К началу XX века в России сложилась очень непростая ситуация. Капитализм нанес существенный удар по обществу и государству. Специфика капитализма в России состояла в том, что он был тесно связан с деятельностью зарубежных компаний, которые разрушали экономику страны, опустошали ее ресурсы и постепенно высасывали Россию - обстановка напоминала то, что мы видим сегодня. Параллельно шел процесс мутации и разложения традиционной российской элиты, которая усваивала западные ценности и пороки. При формировании индустриального и гражданского общества, Россия перенимала западные общественные институты, но вместе с ними и западные дестабилизирующие общественные силы - революционное движение и терроризм. Распространение западных ценностей породило широкие слои людей, не согласных более с традиционным устройством российского общества. Самодержавием были недовольны и справа, и слева: народ за непереносимые тяготы жизни, образованные слои - за "отсталость". Обстановка значительно усугубилась в годы Первой Мировой Войны, когда лишения возросли более обычного, а страна оказалась на грани экономического краха. В России была необычная обстановка - столкнулись две мощные тенденции. С одной стороны, неокрепшая, но весьма агрессивная буржуазная, с другой - сильная революционная. Частично эти потоки перекрывались - часть революционеров исповедовали буржуазные и социал-демократические идеалы, но на том этапе весь революционный массив действовал в унисон, сокрушая самодержавие. Но после его падения, выяснилось, что буржуазия неспособна найти выход из гигантского российского кризиса. Ни одна из проблем, унаследованных от царской России, решена не была. История российского общества имела почти уникальную для Европы особенность - там не было средневековой или более поздней буржуазной революции, которая бы сломала традиционное устройство общества и превратила огромное количество крестьян в пролетариев. С другой стороны, Россия не имела колоний, куда она могла бы сбрасывать обездоленных и откуда могла бы черпать средства. С третьей стороны, не было религиозной реформации. Все эти три процесса облегчали развитие капитализма в странах, где они произошли, и отход от традиционного общества. Их отсутствие в России привело к тому, что тяга к "правильному справедливому обществу" была очень сильной в народе, сохраняющем крестьянское мировоззрение. Им были наделены и рабочие, которые не стали "городской пылью" и поддерживали связи со своей сельской родней. Исторический опыт и сопротивление гуманистов буржуазных стран существующим порядкам помогли идейно оснастить ряд людей, защищавших интересы народа, среди которых были образованные люди из низов и даже привилегированного сословия. Неожиданную "поддержку" они получили и сверху - ни царские, ни буржуазные силы не сумели обуздать хаос - первые ослабли, вторые сами были порождены им. Таким образом, большевики, несмотря на название, не столь уж большая группа, наделенные мессианской идеологией справедливости и идеей служения народу, были им услышаны и поддержаны.

Несколько десятилетий новое общественное устройство - мобилизационный проект для индустриализации и модернизации России с уравнительной идеологией решал все самые трудные и страшные проблемы России и привел её в полосу относительно спокойного развития - ликвидировал голод, безграмотность, безработицу, нищету, обеспечил защиту населения от самых тяжелых эпидемий и болезней, дал мощный рывок в индустриализацию, создал могучий военно-промышленный комплекс и главное - предоставил людям возможность строить свою жизнь так, как им заблагорассудится, оговаривая некоторые условия (недопустимость публичных антиправительственных выступлений, идейный колебаний в сторону, чрезмерного обогащения). Определенные ограничения неофициально существуют и на западе, обусловленные не репрессивными мерами, а общественной системой, негласным договором. Едва ли коммунист добьется в США избрания в советдиректоров "Майкрософт". Нам многое из тех ограничений и норм кажется диким или даже забавным с "высоты" сегодняшнего дня. Но антиправительственные выступления в то время карались и в Америке, за идейные колебания можно было быть запросто выброшенным из общества в любой капстране (все это не говоря уже о третьем мире, где отщепенцам нередко полагается пуля в затылок на стадионе), а против чрезмерного обогащения выступал даже всеми порицаемый Маккиавелли еще на заре капитализма. Это потом сверхдоходы миллионеров кое-кому свернули мозги набекрень. Отдельным вопросом была проблема репрессий, но проблема это сложная и неоднозначная. С одной стороны, она отражала непростой процесс формирования Советской элиты, когда жертвой репрессий становились разные лидеры (нечто вроде войны Алой и Белой роз, в результате которой феодалов стало в Англии значительно меньше или Великой Французской Революции, при которой казнили огромное количество знати), с другой - у Советской власти всегда было много врагов, по разным соображениям. Так что цена, запрошенная Советским проектом была не велика и не мала - ее определяло время и обстоятельства. Но эта цена была уплачена - с 60-х годов СССР вышел на полосу благополучного развития и достиг существенных успехов во всех областях - сельском хозяйстве, промышленности, строительстве, науке, искусстве. Но главным достижением Советской власти был человек. Советский человек был огражден от западной безнравственности, но пользовался основными западными правами человека, имел беспрецедентные в человеческой истории возможности образования, медицинского обслуживания, трудоустройства и самореализации.

Причины распада Советской власти

Прошли года и реалии Советского общества существенно изменились. Оно все менее становилось традиционным и мобилизационным. Это было вполне индустриальное общество, в котором все более действовали не идейные, а практические мотивации. При том, что внутрення солидарность ослабевала, внешняя структура оставалось солидарной - всех почти бесплатно учили, устраивали на работу, лечили и предоставляли жилье (не без перекосов, конечно, но как массовое явление). При этом предписывались вполне определённые правила игры. Идеологические, административные препоны и уголовная ответственность были на пути у всякого, кто бы эти правила нарушил. Именно эта структура не устраивала многих и многих людей, которые полагали, что без ее рамок они преуспели бы больше. Запад также сыграл значительную роль в разрушении СССР. Западной пропагандой, с одной стороны, была проведена огромная работа по развращению Советского общества, прежде всего, молодежи, интеллигенции и элиты. Европоцентристкое образование оказалось важным подспорьем западу, через него были восприняты многие базовые понятия и западные ценности. С другой стороны, запад воспринимался несколько наивно, как огромный магазин где есть все и любое поведение не воспрещается. Та цена, которую платил западный человек за эти "привилегии", не осознавалась, как и то, во что могло обойтись разрушение Советского жизнеустройства. Такое идеократическое общество, как СССР, было очень чутко к восприятию несправедливости и на этом сыграли организаторы развала СССР, растравляя раны старых конфликтов и преступлений, давно канувших в историю. Выросли новые поколения, не ведавшие беду, для которых сытость и обеспечение базовых жизненных потребностей, не достоинство, а, в лучшем случае, непременная и естественная данность, в худшем - наказание, как обязательная прививка и полезный для здоровья рыбий жир на ночь. Эти "дикари цивилизации", талантливо описанные Ортега-и-Гассетом, требовали от жизни совершенно иного, чего не могла им дать Советская власть, традиционно, власть аскетов и подвижников, справедливых и совестливых, организовавшая государство по принципу семьи. Западные ценности попросту не были прописаны в Советской матрице и постепенный отход от идеалов, продиктованных тяжелыми условиями войны и индустриализации, был недостаточен для поколений, выбравших пепси. Советская власть не стала помехой различным слоям населения - трудяга не прощал ей мизерные по сегодяшним рамкам привелегии руководства и преследования за халтурку, руководители были недовольны тем, что "близок локоть, да не укусишь", интеллигенты - отсутствием прав человека, среди которых было и право на безнравственность, нацэлита - не устраивавшим их статусом младших при наличии центра, молодежь скукой, опекунством и принудиловокой и др. Появился ряд людей, которые чувствовали себя обездоленными, не имея возможности вести жизнь, которую хотели и по уровню достатка сравняться с жителями стран запада. Так что недовольство Советской властью в большинстве случаев вызвано не чувством космической справедливости и не сокровенным знанием ее пороков, а вполне личными и конкретыми проблемами. И тем не менее, абсолютное большинство Советских людей всех слоев общества не желало уничтожения Советского Союза и Советской власти. Люди просто хотели жить несколько иначе, даже по мелочи. Кто-то почитать Ницше, кто-то заниматься запрещенными боевыми искусствами, кто-то предпринимательством, кто-то желал улучшения жилищных условий, кто-то просто был жизнью недоволен. Многие не принимали реальность как таковую в определенной части своего мировоззрения - социальная напряженность фоновое явление любого общества. Злоумышленникам надо было ее нарастить, сложить в единый вектор с четко определенной целью - сокрушить СССР и расчистить путь для новых отношений, но прежде всего - для получения материальных благ (Чубайс так и заявил - надоело жить в двухкомнатной квартире). Так кто же эти разрушители? В принципе, ими являются представители всех слоев, но те, кто особенно себя зарекомендовали - номенклатура, криминал, интеллигенция. Первые реализовали возможности, которые им давало положение, впрочем, не все замазались. Вторые не могли не появиться - это их время, час зверя. Третьи присоединились к этому союзу в силу нескольких причин - во-первых, пресловутые общечеловеческие ценности в этих людях были наиболее сильны, вследствие образования, во-вторых, они привыкли быть при силе, прислуживать власти, в-третьих, их предательство было отлично оплачено. В результате сложился влиятельный полукриминальный режим с сильной интеллектуальной подпиткой.

Устойчивость режима

Этот новый вид отношений, как его не называйте, оказался довольно устойчивым. Что же его закрепляет?

1. Хаос прибылен огромному количеству людей, которые стяжали на нем состояния. Война всегда была делом выгодным. Сегодня в поддержании статус-кво заинтересовано очень много сильных мира сего, которые наймут армию, бригады теле- и настоящих киллеров и нетрезвых подростков, но своим так легко не поступятся. Одолеть их будет очень непросто.

2. Режим отвечает, в какой-то степени, чаяния обывателя. Он создал узаконенные просранства для всех, включая самые маргинальные социальные группы, как на это сделано на западе и даже с большей степенью свободы.

3. Режим создал яркую витрину и много людей совершенно безосновательно верят, что когда-то смогут что-то с неё получить.

4. Режем ведет негласный, но всеохватный террор. Начиная с громких политических убийств, до разборок мелкого лавочника с бандитам, все постоянно чувствуют дыхание смерти и криминала. Людей убедили, что политика - дело грязное, они устали от тяжелой жизни и неверия, что что-либо можно изменить. Всякое серьезное препятствия на пути режима устраняется быстро и таинственно - как генерал Лев Рохлин.

Почему мы против капитализма?

Находятся люди, которые говорят: "Всё получается, скоро вам крыть будет нечем". Увы, нам есть чем крыть. Мечты обездоленных СССР стали реальностью, теперь они могут жить или выживать по законам рынка. Тем не менее, люди, приветствовавшие крах СССР, не учли того, что границы их желаниям ставила не только и не столько Советская власть, но более высокие инстанции - история и природа. Исторически, СССР не был колониальным государством и у него не было источников западного обогащения. Он не был капиталистическим государством и у его жителей не было трудовой этики и пуританизма ранних буржуа, их подвижничества и дерзания. Новая капиталистическая Россия (и прочие постсоветские республики) пришла в уже сложившуюся систему разделения труда в мире и никто ее там не ждал, как партнера. Экономика, ориентированная на сотрудничество и вынужденное полуавтаркическое развитие были еще одним препятствием на пути строение капитализма и немедленной открытости западу, равно как и сложившиеся трудовые отношения. Сложные климатические условия возвели эти трудности в квадрат. Ко всему этому добавились все проблемы многонационального сосуществования с вековыми конфликтами. Таким образом, при капитализме все это евраазийское пространство стало первым и третьим миром, бандитом и жертвой. Но даже в этом качестве оно не могло существовать само для себя - вожделенные блага и идеологическая подпитка сосредоточились не западе и он стал еще одним молохом, постоянно требующим от нас всевозможных подаяний - ресурсов, денег, ценностей, красавиц, мозгов. В худшем случае, перспектива несет смерть, ибо никакого полноценного поддержания страны нет - ни демографического, ни индустриального. Еще один, лучший "рыночный" вариант - слабое несамостоятельное государство восточноевропейского типа - недостижимый идеал.

Каков выход из данной ситуации? По С.Г.Кара-Мурзе, это - какое-то восстановление солидарных структур. Но форма этого восстановления не может быть определена сегодня однозначно, на "любом пути заложены мины", куда идти? Представляется, что любое восстановление порядка, начиная с соблюдения новых демократических законов и до уголовной ответственности преступникам, имена которых не тайна, приведет к восстановлению нормального состояния общества, когда можно будет спокойно восстановить структуры, необходимые для его выживания. Но главное - порядок в голове каждого человека, четкое осознание происходящего. Время самообмана прошло, теперь каждый проходящий час определяет наше время которое вскоре может остановиться.