О ситуации в России
(в связи со статьей Президента РФ Д.А.Медведева)
1.
Почти незаметно, шаг за шагом мы вошли в качественно новую ситуацию. Верхи не могут управлять по-старому, низы не могут жить по-старому.
Еще год назад после грузинского нападения на Южную Осетию стало ясно, что Россия изменилась. Уж на что удачно был выбран момент нападения. Президент в отпуске, Председатель правительства в международной поездке, Генштаб Российской армии в процессе переезда и просто не в силах взять на себя руководство войсками, проамериканские публицисты навострили перо и приступили к поливанию России и ее армии грязью немедленно с началом вторжения грузин в Цхинвал. Казалось бы вот оно, в условиях растерянности и отсутствия внятных команд армия проиграет темп, грузинские спецназовцы овладеют входом в Рокский тоннель и просто закроют его. Южноосетинские силы самообороны окажутся наедине с выученными и оснащенными по самым современным нормам грузинскими спецподразделениями и будут обречены.
Так ведь нет! Русская армия справилась с задачами, которые были предусмотрены в планах оказания помощи осетинскому народу. Неразбериха, на которую рассчитывал агрессор, парализовала не армию. Она парализовала московских пособников агрессора. Приказа армии остановить действия по плану не поступило, не нашлось такого человека, который решился бы взять на себя такую ответственность. Военная машина сработала, и сработала хорошо, дав повод гордиться нашей истоптанной реформаторами, но все-таки не подкачавшей армией.
А потом был кризис, показавший мурло того, что составляет российскую экономическую и государственную элиту.
А потом была авария на Саяно-Шушенской ГЭС, ярко высветившая угрозы, нависшие над страной в целом и даже над зависящей от российского сырья и металлов Европой. И не просто высветившая, а оставившая после аварии клубок проблем, который придется распутывать годами. Стало понятно, что без централизованного государственного научно-технического и экономического штаба по образу Госплана обеспечить огромный комплекс мероприятий и работ по ликвидации последствий аварии и ожидаемых угроз не удастся. Алюминиевые заводы не остановишь. Во всяком случае это даже чисто технически, штатно - дело на месяцы. Надо покрывать дефицит электроэнергии работой тепловых электростанций в напряженном режиме. А впереди зима. И техника на тепловых электростанциях тоже не первой свежести. Нужно организовывать добычу и бесперебойную перевозку миллионов тонн угля. Нужно экстренно вести работы по подготовке к сбросу воды весеннего паводка. Нужно…, нужно…, нужно…
И наконец, мы прочли статью Президента, публикация которой во времени удивительно совместилась с датой, на которую было назначено подготовить планы мероприятий по преодолению проблем, возникших после аварии. И это тоже понятно. Вопросы, которые поставила перед страной авария переросли масштаб технический и экономический. Авария высветила широчайший круг национальных проблем страны и совершенно недопустимо ограниченные возможности противостояния им, которые есть у власти.
Донельзя изношенная советская техносфера напомнила о том, до какой степени сама наша жизнь зависима от ее бесперебойной работы. От того, насколько российское общество адекватно ее сложности и масштабу. Напомнила, что она нуждается прежде всего не в «эффективных менеджерах», высасывающих из нее прибыли, а в инженерах, ученых, в технически грамотных и граждански ответственных командирах производства, в грамотных и заинтересованных рабочих кадрах.
В этих условиях какое-то политическое заявление должно было состояться. Состоялось оно в форме статьи Медведева. Который «забыл» про Саяно-Шушенскую ГЭС, про то, что засучивать рукава и преобразовывать страну надо уже сегодня. Плохой знак.
Статью надо поэтому читать внимательно. Читать между строк.
2.
Статья Д.А.Медведева симптоматична.
Верхи не могут управлять по-старому, низы не могут жить по-старому. Ситуация объективно революционная. Как ее ни называй. Ограничиваться косметическими мерами невозможно. Уникальность ситуации в том, что это сейчас вынуждены начинать понимать и принимать и страны Запада. Они, сделавшие все для того, чтобы Россия превратилась в сырьевой придаток «золотого миллиарда», сами оказались на горячей сковородке. Обрушение российской техносферы создает непосредственную угрозу энергетической и сырьевой безопасности Запада, способен спровоцировать скачкообразные изменения цен на биржах, а потому раскрутить очередной опасный виток кризиса.
Власть, которая не сумеет удержать техносферу , - обречена. Ее уничтожат возлюбленные западные демократии, - и с удовольствием променяют на самый тоталитарный режим, который будет способен контролировать собственную территорию. Ни немцы, ни французы, ни американцы нашу родную техносферу контролировать и поддерживать не могут. Ровно по той же причине, по которой немцы в войну не смогли воспроизвести ни Т-34, ни «катюшу». Они содержали в себе то, что их ученые и инженеры не могли воспроизвести своими методами и научно-организационными подходами. Наша родная техносфера - она русская до мозга костей.
Ситуация по-настоящему революционная. И, как это и положено в любой революционной ситуации, разрешение ее зависит не только от наличия объективных предпосылок, но и от наличия и готовности к действиям субъективного фактора - руководящей и направляющей силы, способной возглавить объективно необходимые преобразования общества. А также от готовности масс принять преобразования, включиться в них, а не саботировать их и тем более не сопротивляться им активно.
Статья Президента Д.А.Медведева - суть попытка обозначить себя, как главу государства, и ту группировку, которая стоит за Президентом, в качестве руководящей и направляющей силы, способной взять на себя ответственность за преобразования.
Статья Президента дает явное и прямое указание на силу, которая стоит за ним, на ее цели и ее средства.
3.
Что это за сила? Давайте подумаем вместе.
Прежде всего обращает на себя внимание обещание купить технологии, построить силами иностранных корпораций НИИ и КБ, пригласить лучших ученых и инженеров со всего мира. Что бы это значило?
а) У тех, кто стоит за Президентом Медведевым, денег куры не клюют. Несмотря на кризис, всеобщее безденежье, проблемы сокращения поступлений в российский бюджет.
б) Они при этом обладают достаточным влиянием на корпорации, которым будет предложено наступить на горло собственной песне, прекратить политику удушения российской науки. Прекратить многолетнюю политику консолидации мирового научного потенциала в США, Англии и Израиле.
в) Эта сила устами Медведева совершенно ясно дает понять, что ее интересует Россия, которая способна производить товары, которыми можно торговать на мировом рынке, т.е. конкурентоспособные. И покупать она собирается постиндустриальные технологии, позволяющие занять в мире положение, которое по сей день занимают США. Т.е. стоять над миром, и за счет научно-технического превосходства(знания того, чего не знают другие) обеспечивать населению России рост благосостояния и комфортное положение сытой и самодовольной нации господ.
г) Указанная сила с удовольствием будет жить в России, если Россия останется страной с парламентской демократией, с принципом священности и неприкосновенности частной собственности.
Остальное можно не анализировать. Медведев предложил России заменить собой на мировой арене «золотой миллиард». «Золотой миллиард» слишком разжирел, и мир его уже не может прокормить. К тому же в нем возникли огромные перекосы. Медведев про это не говорит. А надо бы.
В США стремительно меняется демографическая ситуация. Белое англоговорящее большинство перестало быть таковым. Америка чернеет и латинизируется. Большинство населения в условиях американской действительности деградировало до недопустимо низкого уровня, т.е. до почти скотских невежественности и бескультурья. Вполне серьезны ожидания развала страны. А гражданская война этоноконфессиональных банд уже реальность американского сегодня.
Очень непростая демографическая ситуация уже и в насыщенной мигрантами Западной Европе. Афро-азиатские кварталы - мина замедленного действия, которая в любой момент способна взорваться. Да и социальные обязательства европейских правительств лишают эти страны перспектив.
Для некоторых белых граждан США и Европы, считающих себя вполне комплементарными русским , не существует сегодня более привлекательной на перспективу территории, чем Россия с ее умным и добрым народом, который устал от нищеты, а потому, как ожидается, легко клюнет на конфетку, предлагаемую теми силами, которые стоят за Медведевым…
Русскому народу предложен проект великого и светлого будущего, в котором роль оружия для удержания господства над миром будет принадлежать научно-информационному доминированию. А как это делается, мы уже знаем. Это зеленая революция, при которой земледелец оказывается на игле поставок высокопродуктивных семян, не воспроизводимых из урожая. Это фатальная зависимость связи, информационной сферы от программного обеспечения и стандартов страны-поставщика. Это зависимость мира от поставок быстро устаревающих электронных устройств, к которым после поломки нельзя найти ни запчастей, ни подходящих аккумуляторных батарей. Это зависимость мира от биржевых курсов, манипуляциями с которыми можно разорять неугодных и поощрять удобные правительства. Это господство на рынке лекарств, обеспечиваемое сертификацией в свою пользу. Это в конце концов преобразование рубля в мировую валюту, на которую можно купить все, а затраты на которую равны стоимости печатных работ.
Обыкновенный нацизм.
Почему бы и нет? Эта модель работоспособна. На наших глазах двадцать лет Соединенные Штаты Америки так и жили. Именно эта программа сейчас и выполняется. Строятся сборочные автомобильные заводы, нацеленные на постепенный переход к использованию отечественных комплектующих. Строятся бизнес-центры, соответствующие назначенной России роли в мире. Растет авторитетность проходящих в России международных форумов. Программа не просто предлагается для обсуждения россиянам. Она в действии.
Только нужна ли она нам? Мне лично она этически отвратительна.
4.
Но предположим, что нужна. Тогда попробуем понять, в каком виде?
Важный момент в истории с покупаемыми технологиями в автомобилестроении - перспектива перехода на отечественные комплектующие.
Подшипники, без которых не может обойтись сегодня техника, в отечественном варианте стремительно теряют качество. Шумят и быстро изнашиваются. Частично это проблема изношенных станков на подшипниковых заводах, не способных обеспечить точность обработки. Но вторая часть проблемы - металл. Современные сталевары определяют сорт стали, который получился, не во время варки, а после нее. Состав шихты настолько ухудшился, что приходится только гадать, что из нее выйдет. А шихта стала никудышней, надо полагать, потому, что кадры стареют и умирают. А воспроизводства нет.
Станки тоже практически не производятся.
Сборочное автомобильное производство купить можно. А вот кто купит к этому производству рудники, горно-обогатительные комбинаты, заводы металлургических присадок, станкостроительные заводы, заводы, производящие приборы для контроля состава сырья, нормативы этого контроля, людей, которые будут сидеть за приборами и не пропускать в производство негодное сырье, разрабатывать и строить производства, перерабатывающие это негодное сырье во вполне нормальное?
По автомобильным сборочным производствам, вроде, все видно. Отечественные производители способны производить только ограниченное количество преимущественно самых простых комплектующих. Именно из-за распада промышленного фундамента.
А фундамент этот купить невозможно. Его можно только строить.
Или мы с каждой новой купленной технологией все глубже увязаем в импортозависимости. Или мы в комплексном виде воссоздаем индустриальную составляющую экономики. Не постиндустриальную: турникеты всякие, банкоматы, торговые автоматы, - которые в Москве уже на каждом шагу. А именно многопередельную нормальную индустрию. А вот этого-то и нет ни в видимых реальных ходах, ни в статье Медведева.
Т.е. в главном он лукавит. Говорит о снижении зависимости от импорта, но его планы развития только постиндустриальных верхушечных технологий автоматически влекут потерю производственного суверенитета.
В чем же дело? А дело как раз в тех самых инженерах и научных работниках. Если они опираются на землю, на прочный производственный фундамент сети взаимосвязанных индустриальных производств, а наверху еще и постиндустриальными игрушками занимаются, то они становятся реальными хозяевами страны. И именно требования ученых и инженеров при этом будут определять, что развивать, что модернизировать, что строить, а что потихоньку закрывать или перепрофилировать. Какая уж тут священная частная собственность? Да тут самый что ни есть оголтелый тоталитаризм. В котором те же ученые и инженеры будут диктовать и идеологию, и мораль. В сфере реальных технологий, в сфере взаимной зависимости многочисленных производств врать и за счет лжи получать деньги из воздуха нельзя. Потому-то крупные корпорации Запада и крупные, что они вынуждены внутри себя производить практически все существенные детали и комплектующие. Раздели их на независимые производства, - они ж помрут.
Т.е. Медведев и в этом лукавит. Инженеры и ученые стоящим за ним силам нужны. Но только инженеры и ученые специфического типа. Которые исследуют и разрабатывают только то, что разрешено хозяевами, которые их и приблизят к себе, оторвут от народных корней. А вот если они превратятся во что-то самоценное, связанное с народом на производствах и в сельском хозяйстве, то это будет самый что ни есть СССР.
5.
Вот теперь и проясняется странность выступления Медведева, забывшего про Саяно-Шушенскую ГЭС и комплекс проблем, связанных с последствиями аварии.
Комплекс проблем, возникших после аварии, требует научно-инженерной мобилизации. Причем мобилизации не правительством, а самомобилизации. Научно-инженерный корпус страны должен выдвинуть из себя лучших, тех, кто способен осилить гораздо больше того, к чему привык, чему обучен. Обучаться придется на ходу, учиться самим и учить тех, кто рядом. Налаживать производства и работу смежников. Восстанавливать то, что перестало работать. Возрождать индустриальный фундамент. И становиться при этом главной политической силой. Причем очень нужной в нынешней обстановке и европейцам и американцам.
А поскольку возрождать этот фундамент, так и из кризиса заодно выползать. А заодно и формировать самоуправление на местах, на тех самых заводах, рудниках, в НИИ и КБ. А там и еще задачки найдутся. Песни, например, писать о том, до чего это это здорово, когда жена «немножечко ревнует к заседаньям, сводкам и штабам». Или на родственную тему:
Поднимались в небесную высь,
Опускались в глубины земные.
Очень вовремя мы родились -
Где б мы ни были, с нами Россия!
Замечу, что первые наброски такого мобилизационного подхода у нас уже есть. Ряд участников форума Кара-Мурзы получили для предварительного ознакомления набросок обращения инициативной группы по поводу подготовки созыва Всероссийского съезда ученых и инженеров.
Научно-инженерная самомобилизация - как раз то, что должно делаться. То, что позволит и техносферу поддержать, и обеспечить индустриальный фундамент для создания на отечественной базе современных технологий, для активизации и возрождения науки и нормального образования. Для возрождения подвижнической морали и нравственности в качестве господствующей и увлекающей за собой. Для пересборки русского народа вокруг честных, нужных и интересных дел - вместо офисов и прилавков.
А вот статья Медведева в этом свете представляется как попытка перехватить идеологическую инициативу, сбить накал страстей вокруг проблем техносферы и вообще индустрии России, возникший после Саяно-Шушенской аварии, и увести общественное мнение по сути в демагогию вокруг пресловутого инновационного пути, в частности вокруг театра инновационной витрины Максима Калашникова, никак не связанной с реальными больными темами общества.
Ну а заодно весь возникающий идейный материал замкнуть на себя и свою администрацию.
Такой диалог на условиях Медведева вести категорически нельзя. Научно-инженерные кадры (я не свожу их только к ученым-технарям, гуманитарии, которые могут сказать по-курчатовски: «Я-солдат!» приветствуются) сегодня имеют уникальный шанс перехвата политической инициативы во имя России, ее сегодняшних острейших нужд, во имя ее завтрашнего дня. Причем их инициатива, их наступательная позиция сегодня объективно востребована сложившейся после Саяно-Шушенской аварии обстановкой как внутри страны, так и за рубежом. Она объективно востребована миром, стоящим перед выбором дальнейшего пути после кризиса.
Самое смешное, конечно, это то, что она объективно востребована и силами, которые стоят за Медведевым. Они хорошо нагадили и в США, и в Европе. И теперь, кроме России, им деваться некуда. А справиться с последствиями аварии они тоже не смогут. Не потянут. Это настоящая, основательная русская авария, с которой справятся только русские. А вот тем, у кого денег куры не клюют, все-таки придется идти на компромисс, и таки оплачивать возрождение России. Больше им и вправду некуда. Хоть русские и добрые, но им придется платить и идти на компромиссы. Потому что власть уже не может управлять по-старому. А народ по-старому жить не может.
Только ведущим субъективным фактором должны стать мы, а не Медведев.
Медведев чересчур уж субъективен для нынешних вполне объективных проблем. Нельзя так.
Пропущенный аспект - Pokrovsky~stanislav22.09.2009 12:33:48 (68, 2210 b)