РФ концептуализирует принципы своей активности на международной арене: внешняя политика с 14 по 20 сентября 2009 года
14 сентября 2009 года в Ярославле состоялась Конференция «Современное государство и глобальная безопасность», участие в которой приняли более 550 представителей политического и экспертного сообщества из 18 стран мира. С программной речью по вопросам формирования миропорядка и развития мировой политической системы на ней выступил президент РФ Дмитрий Медведев. А 15 сентября в Москве российский президент встретился с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай». В ходе дискуссии стороны обсудили наиболее актуальные вопросы международной и внутренней политики. Ранее, 11 сентября встречу с представителями клуба провел председатель правительства РФ Владимир Путин.
Ярославский форум, а также серия встреч российского руководства с широким пулом западных политологов – демонстрация активной вовлеченности РФ в формирование глобальной повестки дня, как на уровне теории, так и практики. Сконцентрировав внимание на общих вопросах международной политики в рамках диалога с Западом, Москва обозначила свою роль в определении основных трендов развития миропорядка. Россия подтвердила свой статус ведущего игрока, способного влиять как на предметное содержание международных отношений, так и на процесс их концептуализации. Подтверждением этому стало выступление Медведева на конференции в Ярославле, носившее подчеркнуто идейно-теоретический характер и затрагивавшее вопросы развития базовых концептов международной политики. Тем самым российское руководство подтвердило, что готово к активному участию в глобальном дискурсе по проблеме эволюции базовых принципов международных отношений.
Конференция в Ярославле и шестое заседание дискуссионного клуба «Валдай» стали тактическими этапами формирования идеологии внешней политики России. Определяя своё отношение к трендам мирового развития, Москва в то же время относительно внятно сформулировала идейные принципы своей активности во внешней среде. Для РФ основным внешнеполитическим императивом стал ориентированный на неореалистическую платформу прагматизм. Об этом свидетельствует выступление Медведева в Ярославле, построенное вокруг идеи «рациональной политики и государственного прагматизма» и демонстративно ориентированное на государство как основной субъект международной политики. При этом важно отметить, что в риторике российского руководства прагматизм выступает не как переменная, подчиненная неореализму, а как самостоятельная единица, идеологически аффилированная с данным направлением теории международных отношений. Таким образом, РФ обозначила свою независимость в прочтении концептуальных основ мировой политики, заявив о себе как о субъекте, способном выходить за рамки сформулированных в США и Великобритании идейно-теоретических конструктов.
В имиджевом плане форум в Ярославле и встречи с западными экспертами – шаг в сторону укрепления позиций РФ в числе ведущих мировых держав. Москва идентифицировала себя как субъекта, открытого к диалогу с международным сообществом, способного предложить ему оригинальные политические идеи. При этом весьма характерно, что обозначенные события были заточены под рассмотрение современного миропорядка сквозь призму полицентризма. Тем самым Россия особо подчеркнула свою приверженность многополярности как основному принципу построения системы международных отношений и главному фактору самоидентификации в ней. Многополярность в понимании Москвы является не только условием для поддержания стабильности и управляемости мирополитических процессов, но и залогом сохранения текущего уровня влияния РФ в международной среде.
В области предметной политики Ярославская конференция зафиксировала стремление РФ добиваться реформирования системы международной безопасности. Российская сторона ещё раз выступила на крупной и резонансной в медийном отношении площадке с комплексом собственных предложений по теме формирования модели бесконфликтного развития мирового сообщества на основе единых принципов глобальной безопасности. В этом контексте конференция «Современное государство и глобальная безопасность» дала развитие двум проблемным линиям, касающимся внешнеполитической деятельности РФ.
11-12 сентября 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев посетил с рабочим визитом Казахстан. Этому предшествовал Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана, прошедший 11 сентября в Оренбурге, участие в котором, наряду с российским лидером, принял президент РК Нурсултан Назарбаев. Также 11 сентября в казахском городе Актау состоялась неформальная встреча президентов РФ, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана по вопросам регионального сотрудничества в Каспийском регионе. А 13 сентября российский лидер совершил поездку в Туркмению, где принял участие в торжественных мероприятиях завершающего этапа ралли «Шёлковый путь-2009», а также провёл переговоры с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым. По итогам встречи в присутствии глав государств был подписан договор о разделе продукции между компанией «Итера» и государственным агентством по управлению и использованию углеводородных ресурсов Туркмении в отношении морского блока 21 туркменского сектора Каспийского моря.
В тактическом отношении турне Медведева – демонстрация оперативного внимания РФ к странам Средней Азии, традиционно входящим в число преференциальных внешнеполитических партнеров Москвы. Данным шагом Россия обозначила высокий уровень своего интереса к среднеазиатским политико-экономическим процессам и подтвердила свой статус субъекта, воздействующего на региональную конъюнктуру. В этом отношении весьма показательно, что одной из основных тем переговоров с казахским и туркменским руководством стало согласование форм взаимодействия в энергетической сфере, которая во многом определяет предметное содержание экономического развития Средней Азии.
В стратегическом плане посещение российским президентом Казахстана и Туркмении подтвердило курс РФ на построение лояльного «ближнего круга» по периметру своих границ. Данное политико-пространственное образование подразумевает собой группу стран, ориентированных на союзнические отношения с Россией и находящихся в непосредственной близости от её территории. Процесс формирования лояльного окружения был запущен Москвой весной 2009 г., однако предметная реализация такой политики началась с июля. Главная идея - стремление российского руководства определиться с пулом своих реальных союзников, ориентированных на предметное и взаимовыгодное сотрудничество, а не на поддержание формально партнерских отношений. Вместо формулы двустороннего и многостороннего диалога, во многом ориентированного на беспредметную риторику (а именно в подобном ключе развиваются в последнее время контакты между РФ и постсоветскими государствами в рамках таких институтов, как СНГ), Кремль обозначил стремление создать новую модель взаимодействия со своим «ближним кругом». Она должна иметь под собой предметное содержание и строиться на реальном совпадении интересов контрагентов.
14 сентября в Ярославле «на полях» международной конференции «Современное государство и глобальная безопасность» президент РФ Дмитрий Медведев провел рабочие встречи с председателем правительства Испании Хосе Луисом Родригесом Сапатеро и премьер-министром Франции Франсуа Фийоном. В ходе консультаций с Сапатеро были рассмотрены перспективы взаимодействия России и Евросоюза в период председательствования Испании в ЕС (первая половина 2010). На встрече с французским премьером обсуждались вопросы, связанные с ролью РФ и Франции в преодолении последствий мирового финансового кризиса, совместные гуманитарные проекты и некоторые международные темы, в том числе, ситуация на Ближнем Востоке и предстоящая встреча «Большой двадцатки» в американском Питтсбурге (25 сентября).
Переговоры с представителями испанского и французского руководства стали для Москвы механизмом тактического согласования позиций по вопросам многостороннего и двустороннего взаимодействия европейскими субъектами. Причем в каждом отдельном случае российская сторона действовала в своей собственной системе предметных координат. Так, в диалоге с Францией речь шла о координации подходов Москвы и Парижа к разрешению глобального финансово-экономического кризиса в преддверии саммита «Группы двадцати». При этом РФ дала знать о своей готовности учитывать мнение Франции на предстоящем международном форуме.
17 сентября 2009 года президент США Барак Обама заявил об отказе Вашингтона от развертывания третьего позиционного района системы ПРО в Восточной Европе. В тот же день министр обороны Соединенных Штатов Роберт Гейтс отметил, что, согласно новому плану ПРО, для защиты от ракетной угрозы со стороны Ирана будут использоваться корабли с баллистическими ракетами морского базирования, а размещение наземных комплексов (в том числе в Польше и Чехии) отложено до 2015 года. Ответом на этот шаг стало решение Минобороны РФ не развертывать ракетные комплексы «Искандер» в Калининградской области.
Заявление американского президента и главы Пентагона – свидетельство того, что США всё больше готовы учитывать российские интересы в двусторонних отношениях. Своим решением Вашингтон подтвердил, что обозначенная им концепция «перезагрузки» связей с Москвой подразумевает линию с «двойным движением» – она построена не только на уступках Кремля, но и ответных шагах Белого дома.
В то же время уступка со стороны США остается лишь тактическим шагом, ориентированным на смягчение наиболее острых противоречий, существующих в диалоге с Россией.
15 сентября 2009 года официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко прокомментировал развитие ситуации вокруг переданного Исламской республикой Иран (ИРИ) 9 сентября «пакета» предложений по сотрудничеству с международным сообществом. По его словам в комплексе представленных Тегераном инициатив отражена готовность к «всесторонним, всеобъемлющим и конструктивным переговорам» с «шестеркой».
Заявление российского МИДа по иранской ядерной программе – свидетельство высокого уровня актуальности данной проблемы во внешнеполитической повестке дня РФ. Москва не только держит «руку на пульсе» развития ситуации вокруг иранского вопроса, отслеживая изменения оперативной обстановки, но и выступает в качестве одного из ведущих посредников в его разрешении. Это подтверждает тот факт, что «пакет» предложений Тегерана был передан Москве как члену «шестерки» международных переговорщиков, куда помимо РФ входят США, Великобритания, КНР, Франция и ФРГ.
Интенсификация внимания России к Ирану, наметившаяся с начала августа с.г. говорит о том, что Москва пытается скорректировать содержание своего диалога с ИРИ.
Фрагмент из еженедельного аналитического обзора Центра политической конъюнктуры России «Российская внешняя политика: интересы, инструменты, стратегии»
В полной версии обзора:
Важнейшие события 14.09.2009-20.09.2009. 1
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЪЮНКТУРА недели.. 3
Россия делает выбор в пользу прагматичной внешней политики.. 4
РФ завершает определение потенциальных кандидатов «ближнего круга» в Средней Азии 8
Россия согласовывает позиции со своими европейскими партнерами перед саммитом G20 13
Москва готова к использованию широкого «коридора возможностей» в диалоге с Вашингтоном 15
Россия в «точке политической бифуркации» отношений с Ираном.. 18
По вопросам подписки на обзор обращайтесь в Управление внешних связей ЦПКР по телефону 8-495-7480809
ЦПКР образован в марте 1992 года группой сотрудников Российско-американского университета, Института российской истории РАН и студентов гуманитарных факультетов Московского государственного университета им. М.Ломоносова.
ЦПКР входит в пятерку самых цитируемых средствами массовой информации экспертных центров России.