>Агрегатирование и детализация
>в плановой экономике социализма –
>здесь разошлись пути корифеев кибернетики…
>Имена этих корифеев известны каждому студенту – это советский ученый академик Виктор Михайлович Глушков и английский ученый на службе у правительства Народного единства Сальвадора Альенде в Чили в 1970-73гг – профессор Стаффорд Бир.
>Это расхождение в теории повлекло далеко идущие последствия. Нереализуемость управления на пути детализации экономических процессов застопорила экономику СССР и, в конечном счете, привела ее к коллапсу.
Никакого коллапаса советской экономики не было и в помине, а был политический кризис, устроенный верхами.
>Нереализуемость можно понять из аналогии: если в кабине пилота установить в 100 раз больше приборов, сообщающих о работе каждого клапана, каждой детали, о напряженно-деформированном состоянии каждого квадратного сантиметра обшивки и т.д., пилот не сможет ни воспринимать такое количество информации, ни реагировать на нее. И самолет станет неуправляемым… В 1983 году автору этих строк довелось побывать в вычислительном центре Госснаба СССР, откуда я вынес убеждение, что в СССР плановой системы как системы не существует…
Просто у Вас было неправильное представление о сути плановой системы в СССР.
>Взаимоотношения между СССР и Чили были непростыми: напуганные «Пражской весной», советские власти отказались помогать немарксистскому социализму. А США установили экономическую блокаду, не желая иметь под боком вторую Кубу.
>Стаффорд Бир, много лет работавший над задачами управления на металлургических предприятиях, руководствовался общеизвестным простым правилом: человек в состоянии контролировать не более семи параметров, управлять не более чем семью подчиненными. Для этого Биру пришлось объединить, агрегатировать экономические показатели в группы, и получать информацию только о таких групповых показателях.
>Создав «ситуационный кабинет» в президентском дворце, он вывел туда информацию только о нескольких укрупненных показателях. Конечно, экономика Чили была на несколько порядков скромнее советской, что облегчило Биру агрегатирование информации. Но не забывайте, что Бир в Чили был один, хоть и в должности зам. министра промышленности, своих помощников он должен был сам и обучать, и консультировать. И киевского Института Кибернетики, как у Глушкова, у него в подчинении не было…
Академик Глушков предлагал построить единую для всей страны автоматизированную систему управления, где принятие значительнйо части решений по управлению возлагалось бы на электронные схемы. Поскольку решение может принимать только человек и отвечать за него тоже может только он, а электронная схема ни принимать, ни тем более отвечать за принятые решения не может - то сейчас можно оценить всю бредовость данной его идеи. Впрочем эти идеи сейчас вовсю реализуются как на производстве, так и для электронного контроля над человеком. Уже сейчас автоматизированные системы охраны пишут на табо " принято решение вам отказать" - кем принято, кто за это отвечает - вопрос риторический.
>И что самое примечательное, получив весь свой опыт на капиталистических предприятиях, Бир не стал вводить рыночные отношения в экономику Чили. Именно кибернетика продлила существование правительства Альенде больше, чем на год, – об этом писали тогда газеты всего мира!
Еще одна бредовая мысль, что кибернетика продлила существование Альенде на год. Газеты всего мира пишут сейчас, что машины обыгрывают человека в шахматы. Хотя машины ни думать ни играть не умеют, а тупо выполняют составденый человеком же программный код.
>В СССР чилийский опыт Бира и его труды по кибернетике изучать не стали. Во-первых, некому было: верхушка экономической науки ак.Аган-Бегян, проф.Гавриил Попов, ак. П.Бунич, проф Пияшева – как показала их дальнейшая деятельность, были разрушителями как плановой экономики, так и СССР в целом. Эту деятельность они проводили под маркой «борьбы с бюрократией»…
Дело в том, что утверждение, что хозяйство следует вести по науке, и никак иначе - само по себе не только бредовое, но и преступное. Наука не учитывает ни цели хозяйствования, ни человеческие отношения, - это не ее сфера.
>Во-вторых, основная книга Стаффорда Бира «Мозг фирмы» находилась с 1971г. под запретом советской цензуры из-за недостаточного почтения автора к К.Марксу. Только в 2003г. энтузиасты купили в Англии книги Бира, перевели их и выставили в Интернете.
Дело в том, что у Маркса, в отлчие от Бира явно просматривается сострадание к эксплуатируемым людям труда.
>Увы, советская экономика проскочила перекресток, на котором можно и нужно было свернуть на верную дорогу…
Не лай Бог было на нее сворачивать. Тогда бюы царство антихриста начало бы строится с России.