>А почему нет? Достойная капитуляция спасла бы тысячи жизней, весьма вероятно обеспечила бы лучшие условия плена.
Достойной капитуляции для советских солдат быть не могло. Капитуляция в этой войне была недостойной в любом случае.
Жизнь ведь в русской нравственной норме - далеко не главная ценность.
А в той войне, которую Эйзенхауэр назвал столкновением Добра и Зла в наиболее чистом виде, - сохранение жизни через сдачу в плен было не просто предательством или позором, это было нравственным преступлением человека перед собственной совестью. Дело отнюдь не в химере аристократической чести. Война к этому моменту уже носила священный характер. Сдача в плен в дееспособном состоянии становилась к тому времени сродни вероотступничеству.
Приказывать капитулировать в таких обстоятельствах категорически нельзя. Можно напутствовать на последний подвиг гибели в неравном бою, сохраняющей в целости душу и совесть. Можно освободить от опеки тех, у кого не хватает душевных сил на этот подвиг. Но опять-таки, ни в коем случае ни единым словом, ни единым взглядом - не подталкивать к подобному решению.
Ни у кого не было такого морального права.