|
От
|
Мак
|
|
К
|
Мак
|
|
Дата
|
16.06.2009 18:27:51
|
|
Рубрики
|
Прочее; Тексты;
|
|
Первое заседание попечительского совета Центра (6 апреля 2006 г.)
http://www.rusrand.ru/board/sessions/
Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования.
Председатель Попечительского совета, президент ОАО «РЖД» Владимир Иванович Якунин
Генеральный директор Центра Степан Степанович Сулакшин
Первое заседание попечительского совета Центра
6 апреля 2006 года в отеле «Балчуг» состоялось первое заседание Попечительского совета Центра. В заседании приняли участие директор Института экономики РАН Р.С. Гринберг, заместитель Председателя Совета Федерации РФ Д.Ф. Мезенцев, член Совета Федерации РФ, координатор Попечительского Совета С.Е. Щеблыгин, ректор МГУ, академик РАН В.А. Садовничий, первый заместитель председателя Банка России Т. В. Парамонова, президент РСПП А.Н. Шохин, руководитель Федерального агентства по информационным технологиям РФ В.Г. Матюхин, Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко, заместитель генерального директора ЗАО «Северстальтранс» А.П. Кузнецов, генеральный директор Центра Степан Степанович Сулакшин.
Открыл заседание председатель Попечительского совета, президент ОАО «РЖД» Владимир Иванович Якунин. Его вступительное слово было посвящено принципам работы Центра, задачам, которые перед собой ставят его создатели, а также оценке того, в каком состоянии находится государственно-управленческий механизм и наука в современной России и каковы причины такого положения.
http://rusrand.ru/board/sessions/yku/
Выступление В.И. Якунина
Уважаемые коллеги, разрешите Вас приветствовать!
Мы собрались сегодня и пригласили Вас принять участие в учреждении Попечительского совета «Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования».
У Вас, конечно же, возникают два вопроса.
- Почему создается такой Центр и его Попечительский совет?
- Почему мы пригласили именно Вас к участию в этой работе?
Ответы на оба эти вопроса связаны между собой.
Если коротко предварить ответы на них, то скажу так: ведущие, самые яркие представители деловой элиты страны могут и должны помочь в непростой период своему отечеству, руководству России в решении проблем ее развития, в нахождении эффективных, профессиональных решений этих проблем.
В развитии Отечества очевидно выделяется рубежный период 1999-2000 гг., когда обществу в сложных реформах потребовались новый лидер и новые подходы. Требовалась и корректировка неудачных и тревожных тенденций, и формирование национально значимых объединяющих, устремленных в перспективу идей, ценностей и программ.
Прошло 6 лет. Многое стало меняться. Но сложность текущего периода, вновь возникающие задачи формируют постоянную необходимость выработки новых решений, современных формул продолжения преобразований, укрепления государства и гражданского общества, в целом положения страны в мире.
Очевидно, что усложнение задач развития требует поиска и консолидации творческих и профессиональных сил на экспертном этаже, на уровне звена, способного связывать общество и власть в их интересах и ответственностях.
Неслучайно поэтому появление новых российских инициатив в экономике, социальной сфере, избирательных механизмах, партийном пространстве, по строительству общественной палаты, национальным проектам.
В этой связи мы видим, что целесообразно консолидировать и новые научно-экспертные силы, вырабатывать конструктивные формы поддержки и усиления действий федеральной власти.
Мы, к сожалению, часто наблюдаем, как на экспертном уровне вырабатываются и передаются властям не слишком научно обоснованные проекты государственных решений, или зацикленные на каких-то, не выдержавших проверку временем, доктринах, просто неэффективные и недостаточно профессиональные. Отчасти эти факты отражают объективные болезни роста российского государства и власти – недостаточный уровень экспертной проработки, случайные люди в экспертных механизмах поддержки властей, отрыв от реалий жизни, от опыта реально практикующих руководителей в различных отраслях, на различных уровнях, в различных регионах, бизнесменов, банкиров, управленцев, т.е. в целом от знаний, опыта и интересов представителей деловой элиты страны.
Кто лучше них знает, в чем действительные нужды развития на том или ином участке? Кто лучше них знает, каковы могут быть наиболее эффективные решения этих проблем?
Нам скажут – наука. Да - ответим, мы, но уточним, что лучше это была бы научно-экспертная поддержка, потому, что наука бывает и предельно фундаментальная или сугубо теоретическая, от которой до практики государственного управления еще немалая дистанция.
Нам скажут - сам чиновник. Но, очевидно, что чиновник в любой стране нуждается в научно-экспертной поддержке, в подкреплении знаниями и опытом реально действующих лидеров.
Есть ли совершенно удовлетворяющий всех нас механизм связи в этом экспертном смысле деловой элиты страны и государственного управления? Разумеется, что есть различные институты и аналитические центры. Но почему, если быть честными, нас не всегда удовлетворяет качество, продуманность, просчитанность и прогностичность государственных решений? Наверное, потому, что на самом деле есть еще немалое поле для дополнительных экспертных усилий и новых механизмов и связей научно-экспертного сообщества с пространством государственного управления.
Мы знаем, что блестящие ученые и эксперты есть в Российской академии наук, в вузовской и отраслевой науке, в негосударственных аналитических центрах, созданных бизнесом, в практических и региональных кругах. Но интегрирующей, динамично и быстро работающей интеллектуальной экспертной структуры, способной объединять лучшие умы, знания и опыт, способной конструктивно помогать властям в выработке решений и проектировании управленческих документов (законов, программ, постановлений, прогнозов, оценок), в общем-то, нет.
Вместе с тем, такой опыт в иных успешных странах, например, RAND - corporation в США – неслучаен.
В этой связи видится, что создание для указанных целей « Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования» может привести к весьма полезным результатам.
Создание Центра поддерживается крупными руководителями из бизнеса, банковских, региональных, научных кругов. С их участием может быть сконцентрирован творческий опыт и методологии государственно-управленческого проектирования, опыт, не только известный по примеру других стран, но, что важнее, собственный, российский.
Должен заметить, что иногда недооценивается значение, казалось бы, не очень броского труда по написанию самих документов, необходимых по регламентам государственно-управленческих процедур. Это и «громкие» документы, например, проекты указов президента, национальных доктрин. Это законопроекты и федеральные целевые программы. Это проекты программ развития, концепций государственных политик, это проекты подзаконных актов и многое другое. Их кто-то должен подготовить, физически написать. В настоящем гражданском обществе это можем сделать и мы с Вами. Сами. Если у нас есть понимание проблем, профессиональная специализированная экспертная структура, желание помочь властям. Конечно, нужны люди и ресурсы. А мы с Вами хорошо знаем, что в деловом и экспертном сообществе страны все это есть и, возможно, даже в большем объеме, чем у самого государства.
Резонен вопрос, как подобные проекты государственных решений можно довести до уполномоченных принимать решения адресатов?
Их можно передать депутатам российского парламента и даже целым фракциям, их можно передать в Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве России, их можно передать в профильные министерства, их можно, наконец, передать и на более значимый уровень принятия государственных решений.
Но все эти «можно» наступят только тогда, когда есть, что передавать! Когда разработан сам интеллектуальный продукт.
Создаваемая нами совместно научно-экспертная структура, получая «на входе» четкую установку о желаемой цели или ценности, «на выходе» будет формировать проекты управленческих документов в точных форматах, требуемых соответствующими регламентами, программы их реализации, включая прогнозы последствий, доказывающие достижимость поставленных целей.
Центр, являясь негосударственной, некоммерческой структурой, может находить ресурсную поддержку в институтах самого гражданского общества, связывая его тем самым с интересами государства.
Существенно, что деятельность Центра будет сосредотачиваться не в политической или публичной сфере (хотя сами такие исследования могут проводиться), не с позиций отстаивания какой-то заранее заданной доктрины, догмы или идеологемы, а для научно-экспертной поддержки задач, стоящих перед российской властью и обществом. Задач, прежде всего, в области экономики и финансов, развития бизнеса, регионов России, социальных проблем, вопросов национальной безопасности и национальных интересов российского государства.
Именно эти интересы и задачи, а еще, что обязательно, требования настоящей и строгой науки, составляют два основных принципа в работе Центра.
Главный смысл в его работе заключается в создании эффективных, результативных по поставленным целям, актуальных управленческих документов, помощи властям, государству и обществу.
В чем мы видели бы роль и задачи Попечительского совета Центра?
Конечно, и это не следовало бы скрывать, что внимание, и, как говорят, делегирование «имени», уже очень важно и значимо, дает весомость организации, усиливает ее авторитет, а значит, действенность, что мы считаем прежде всего очень важным. Мы все с вами занятые люди и заниматься бутафорией нам и не интересно и времени на это нет.
Но мы считаем более важным, что представительство в Попечительском совете действительно знаковых фигур от деловой элиты страны позволит актуализировать повестку его работы.
Мы обращаемся к членам Попечительского совета с предложением ставить задачи для разработки в Центре, увидеть возможность делегирования экспертов, представителей Ваших организаций, для участия в конкретных работах Центра. Члены Попечительского совета смогут генерировать ключевые идеи, которые нужно преобразовать в конкретные государственно-управленческие документы. Иными словами, кроме традиционных функций членов Попечительского совета, заключающихся в одобрении основных направлений деятельности центра, его планов и отчетов, некоторых кадровых вопросов мы приглашаем Вас увидеть и применить этот интеллектуальный инструмент и в Ваших интересах, заботах, работе и усилиях.
Улыбнувшись вместе с Вами предположу, что конечно, у Вас есть вопрос – а сколько с нас попросят? Отвечу, что нисколько. Центр работает, определенные ресурсы на его деятельность мобилизованы. Конечно, если будут предложения о расширении работ, о постановке конкретных инициативных задач, то этот вопрос будет актуален и будет обсуждаться вполне конкретно.
И также вполне естественно, что мы будем только благодарны за поддержку работы Центра по доброй воле, за участие в наших усилиях по обеспечению его работ. Главное, и это тоже вполне искренне, что ничье участие в деятельности Центра не оплачивается. Входной билет – это исключительно общий взгляд на задачу поддержки государственной власти, улучшение дел в стране, понимание нашей общей гражданской ответственности.
После выступление Владимира Ивановича началось обсуждение. Присутствующие живо отреагировали на доклад, в ходе дискуссии были найдены интересные подходы и вызовы.