>Выработать основы для взаимопонимания и взаимной нравственной требовательности верующих и атеистов.
О чем может идти речь?
Я сейчас достаточно активно работаю на православном форуме Андрея Кураева. Чтоб с некоторыми вопросами разобраться в соответствующей человеческой среде. Уже вполне выявилось самое важное в позиции верующих. У них есть личное Я и есть Бог. А общество, государство, страна, народ, - как бы потустороння сущность. Лишняя в отношениях личности и Бога. Наши православные верующие - получаются, те же общечеловеки. Для которых православная Родина не является хоть чем-то значимым именно по отношению к Богу.
Это - страшная проблема! Это та же самая шизофрения, расщепление сознания, о которой мы здесь на форуме Кара-Мурзы неоднократно говорили. В итоге для православных верующих оказывается исключена активная, деятельная борьба за страну и за ее общественное устройство. Православное благочестие для тамошних верующих - в уходе от мирских забот, в замыкании себя на взаимоотношениях с Богом. Молитвы, монашество, чтение писаний. И никакой иной активности. Люди, сознающие греховность современного мирского окружения - идейно разоружены как раз той самой верой, в которой они ищут спасения от греховности.
Как я решаю этот вопрос?
Давайте пофилософствуем.
Человек приходит в мир из лона матери - и начинает формировать собственное Я. Формировать его сначала из изучения окружающего мира. Он видит этот мир, слышит, осязает. В этом смысле он мало отличается от любого животного. Оказавшись в лесу, он вырастает в Маугли. Который никогда не осознает, что он человек, созданный по образу и подобию божьему, никогда не придет к понятию Бог. Самосознание, отделение себя от окружающего мира - у человека вырабатывается, но наполнение этого самосознания духовными смыслами, понятиями о добре и зле, об истинности и ложности, о долге и о совести, - происходит только через человеческое общество. И про Бога человек узнает только через человеческое общество.
Таким образом, ограниченность религиозных отношений только отношениями самое себя и Бога, - неправомерно. Общество, народ, с помощью которого человек познает и себя, и Бога, - существенная компонента, а не резинотехническое изделие одноразового использования, которое надо выбрасывать как ненужное, приходя к Богу.
Сам Бог может воспроизводить верующих в него только посредством общества, воспроизводящего очередные личности, их сознание, их веру. Если общество теряет свои нравственные основы, то каждая новая личность, воспроизводимая обществом, приходит к Богу на все более и более низкой нравственной ступени. Вплоть до несовместимости с Богом. Он оказывается на такой ступени падения, что это уже не исправляется. Представьте себе человека, который настолько привык жить во лжи, что он и в молитве нечестен. При этом вполне уверенно себя считает верующим. А если таких много. Они уже и определяют тело церкви. Из таких вырастают и священники, которые знают молитвы, но не более того.
Но Бог поправить ничего не может. Потому как нравственных верующих он может творить только через посредство общества. Доброе, нравственное общество - воспроизводит тех, кто угоден Богу. Общество, погрязшее в грехе, массово воспроизводит грешников, не осознающих безнравственности собственного Я, собственных мыслей. Есть сообщества людей, страны и целые народы, в которых общество воспроизводит тех, на кого Бог без слез смотреть не может. А есть страны и народы, в которых все-таки воспроизводятся нравственные личности, устремленные к доброму и вечному. Следовательно, для Бога страны и народы неравноценны. Речь не об избранности тех или иных народов. Речь о том, что это плацдармы Добра и Истины, на которые Бог может опираться.
А если на эти плацдармы покушаются внутренние и внешние враги Добра и Истины, враги нравственного, угодного Богу существования, - тогда пространство Бога сужается. Он отступает с Земли - и пространственно, и во времени.
И одиночки здесь бессильны. Для того, чтобы отстоять такие страны от попыток военного подчинения - необходима государственность, способная оказать сопротивление. Если безнравственность и бездуховность протаскивается через законы, через систему образования, через иституты культуры, нужна соответствующая деятельность во всех указанных сферах. Блюсти интересы Бога может только полноценная цивилизация. Мы приходим к религиозно-философскому смыслу Святой Руси. Как цивилизации, вся деятельность которой, военная, хозяйственная, экономическая, культурная, - имеет глубокий священный смысл - защищать присутствие Бога на Земле. Из поколения в поколение воспроизводить личности, которые имеют право истинно веровать и общаться с Богом.
И в такой стране любое мирское дело, направленное на укрепление этой страны, на ее защиту, на ее культурный, научный, экономический рост, - есть святое дело. Не едиными молитвами. Бога надо защищать и с оружием в руках. И организационными, и экономическими усилиями. Иначе - не воспроизводится соответствующая человеческая общность, в которой Богу есть место.
Если ты сам в Бога не веруешь, но живешь нравственными нормами, при которых вопроизводятся люди, способные приходить к Богу, если ты при этом сознательно трудишься на укрепление страны, воспроизводящей из поколения в поколение божескую нравственную среду, то твоя жизнь - угодна Богу. Если неверующие атеисты создали в период индустриализации экономику, с помощью которой удалось отстоять Русь, если они сознательно шли на смерть во имя этой страны, то они ничуть не менее святые, чем истово верующие.
Наоборот, верующий, озабоченный только индивидуальным спасением, но избегающий подвижнического труда во имя Святой Руси, - он как бы является человеком, который Бога предает.
Церковь, которая не борется с бесовством современной русской жизни на уровне государства, законов этого государства, - предает Бога. У православного Бога другой своей страны, кроме Руси, нет.