От Мак Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 09.04.2009 20:52:26 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

А.Фролов: Артель "Реванш". Критика Путина с точки зрения «чикагских мальчиков»

http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=5020

Советская Россия

АРТЕЛЬ «РЕВАНШ»
КОЛОНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ



Первый отчет правительства РФ перед Госдумой о результатах его деятельности за 2008 год оказался отмеченным рядом странностей. Так, сказав, что вся мировая экономика, а вместе с ней и российская, переживают, мягко говоря, нелегкие времена, председатель правительства Путин сделал отсюда неожиданный вывод, что такие времена – не самые подходящие для отчетов. Казалось бы, все должно быть наоборот – именно во время кризиса особенно необходимо разобраться в его причинах, проанализировать допущенные ошибки в стратегии и тактике экономического руководства. Однако для премьера таких проблем, оказывается, просто не существует, и он жестко отрезал: «Проблемы возникли не у нас и не по нашей вине. Это очевидно, с этим никто не спорит». Опять же это странно, ибо как раз с этим тезисом спорит вся оппозиция, как левая, так и либеральная, утверждая, что в кризисе есть капля «нашего меда», вернее, дегтя.
Госруководство это отрицает, и получается странная, очень скользкая и противоречивая линия на проскок между Сциллой мирового величия и Харибдой сырьевого убожества. С одной стороны, «мы» часть мировой экономической системы, притом часть очень весомая, «элитная»: заседаем в «Больших восьмерке и двадцатке». А с другой – если что случится не так, мы тут ни при чем, ни в чем не виноваты, мы просто сырьевой придаток, целиком и полностью зависящий от мировой конъюнктуры нефтяных цен. На этой стратегической оценке руководство решило стоять, как скала, ибо это, судя по всему, последний рубеж его обороны от критики.
Сначала российские власти смело утверждали, что мировой кризис нас вообще не затронет и российская экономика останется островом стабильности (вариант: тихой гаванью) в бушующем океане. Так что, капиталы всех стран, добро пожаловать в гости к нам! В реальности во второй половине прошлого года чистый отток капитала из страны составил 148 млрд долларов. (Заметим в скобках, что суммарный приток капитала за 15 предшествующих «тучных» кварталов был равен 151 миллиарду долларов, то есть все съедено в один присест).
Перед лицом такого рода фактов Путин был вынужден сделать в своем докладе поправку: «Могла ли Россия остаться в стороне от кризиса или полностью избежать его негативных последствий? Конечно нет. Это просто невозможно. Это иллюзия». Признав таким образом, что руководство страны длительное время витало в иллюзорном мире, Путин тем не менее не сомневается в верности принятого курса, ну разве что с небольшими коррективами. Эти коррективы исключительно пропагандистского толка постоянно вносились в официальную риторику последнего полугодия. Так, было сквозь зубы признано, что мировой кризис все же на нас влияет, но мы этого практически не почувствуем, поскольку у нас очень мощные «подушки безопасности». Затем утверждалось, что кризис затронет нас в гораздо меньшей степени, чем остальной мир. Наконец, теперь говорится, что кризис затронул Россию ничуть не больше, чем другие страны: «Ситуация в российской экономике принципиально не отличается от мировых тенденций». Всё, дальше отступать некуда…
К мировым тенденциям мы сейчас вернемся, а пока обратимся к более конкретным внутрироссийским фактам и тенденциям. Временны¢е рамки своего отчета Путин ограничил 2008 годом. Это позволило ему обойти молчанием неутешительные итоги первых двух месяцев года текущего. Он ничего не сказал о снижении за январь–февраль этого года валового внутреннего продукта на 8%, промышленного производства – на 15%, инвестиций в основной капитал – на 15%, доходов населения – на 10%.
Возможно, ему стало стыдно за эти цифры, так как они сильно фальсифицированы в сторону уменьшения. На днях депутат Госдумы О. Дмитриева рассказала по радио: «Мы выяснили, каким образом Росстат получил спад машиностроения только 6%. Притом что по всем подотраслям спад машиностроения и металлообработки – минус 50%, минус 60%, минус 70%. И вдруг по гидравлическим турбинам – увеличение в пять раз. Что дает увеличение по большой подотрасли в 2,9 раза. Оказывается, они сравнивали производство гидравлических турбин с 2002 годом. И весь этот прирост с 2002 года они записали вот в этот месяц – в январь–февраль. И это дало меньший спад производства. Вот таким образом идут расчеты».
Как идут расчеты, видно даже из сличения правительственного отчета с текущими статистическими данными. Так, выразив с трибуны надежду на то, что инфляция скоро снизится с 13 до 8%, Путин (или его референт) благоразумно убрал конкретные цифры из официального текста. И немудрено: буквально накануне отчета в Думе Росстат, вычисляя прошлогодний ВВП, вынужден был воспользоваться величиной инфляции в 19,1%, что сильно отличается от ранее объявленных 13,3%. Или, упомянув о безработице на Западе, премьер «забыл» сказать о российской безработице и о том, что она выросла с мая прошлого года более чем в полтора раза и составила в феврале 6 млн 400 тыс. человек. Наконец, ни слова не было сказано о том, что ныне российская экономика в целом стала убыточной. Общие ее убытки в декабре–январе составили 766 миллиардов рублей!
В общем, как в «Золотом теленке» Ильфа и Петрова: «Что же касается артели «Реванш», то все операции ее были занесены в банковские и трестовские книги на «Счет прибылей и убытков», и именно в тот раздел этого счета, который ни словом не упоминает о прибылях, а целиком посвящен убыткам».
А теперь о «мировых тенденциях». В самом общем виде они лучше всего проявляются в движении биржевых фондовых индексов, выражающих не только текущее состояние экономики, но и ее ближайшие перспективы (см. график). Для определения мировой тенденции возьмем старейший и самый авторитетный американский индекс: Доу-Джонс, индустриальный средний (DJIA). В России наиболее показателен фондовый индекс Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ). Сравнивать их просто, поскольку так совпало (и, возможно, не случайно), что DJIA и ММВБ достигли своих максимумов в один и тот же день – 19 мая 2008 года. Кстати, и Путин приступил к исполнению обязанностей главы правительства незадолго до этого, 12 мая. Так что майско-декабрьский отрезок движения индексов служит хорошей иллюстрацией к его деятельности на посту премьера. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
На графике максимумы обоих индексов приняты за 100%, а дальше разворачивается следующая картина их движения.
Итак, отчетный период зримо распадается на четыре подпериода:
– с 19 мая по 15 июля индексы DJIA и ММВБ синхронно снижаются (в круглых цифрах) оба на 15 процентных пунктов;
– с 15 июля по 19 сентября DJIA стабилизируется на уровне 85%, в то же самое время ММВБ снижается на 30 пунктов до 55%;
– с 19 сентября по 10 октября DJIA и ММВБ синхронно, с повторением, падают на 20 пунктов до 65% и 35% соответственно;
– с 10 октября и до конца года оба индекса выходят на плато и стабилизируются: DJIA – на среднем уровне около 67%, а ММВБ – около 32%.
О чем говорит этот график? О том, что в целом конъюнктура российской экономики следует в русле «мировых тенденций», что и отметил Путин. И это – бесспорный результат его восьмилетнего президентства. Здесь Путин выступил как экономический стратег. Но вместе с тем мы видим на графике двухмесячный промежуток, в течение которого индекс ММВБ вдруг «отвязался» от индекса DJIA и «опередил» его вниз. А далее все пошло тем же темпом и в том же направлении, то только уже с лагом в 35 процентных пунктов. Так что кризис затронул российскую экономику больше, чем американскую.
В чем же тайна второго подпериода? Моя догадка состоит в том, что в это время премьер-министр выступил уже в качестве конкретного хозяйственника и приступил к излюбленному «ручному управлению». Наиболее ярким и запомнившимся мероприятием стало обещание прислать доктора в «Мечел», но были и другие, не попавшие в прессу. Двухмесячное сочетание стратегии неолиберализма со стародедовской тактикой «утеснения» и дало искомый результат. В ответ биржа начала стремительно падать. Заключительным аккордом стал хорошо заметный на графике «черный вторник» 16 сентября, после которого, как мне думается, Путин был просто отстранен он принятия конкретных решений, и рулить экономикой стали другие люди, вернувшие ее в русло «мировых тенденций».
Однако 35 «внеплановых» процентов капитализации фондового рынка были безвозвратно потеряны. А это 540 млрд долларов. Кроме того, чтобы как-то сгладить этот лаг, Центробанк был вынужден прибегнуть к девальвации рубля, на что было потрачено еще 200 млрд долларов из золотовалютных резервов. Итого, минимум 740 миллиардов, а на деле наверняка еще больше, – такова цена непродолжительной деятельности Путина-хозяйственника. Этих абсолютно нелепых потерь можно было избежать, если бы российское руководство просто отдалось на волю волн. В общем, дожились: приходится критиковать правительство с точки зрения «чикагских мальчиков», хотя и сами «мальчики» заслуживают не менее жесткой критики. Да, умом эту «особенную стать» не понять, остается только верить. Верить в то, что правительство действует, как послушно отвечают граждане на вопросы социологов, «в правильном направлении» и возьмет-таки реванш за годы унижений, поднимет Россию с колен.
Но не верится…


Александр ФРОЛОВ.


[09/04/2009]