Такой жесткий традиционализм вышел на обочину уже в 17 веке
Ольга сообщил в новостях
следующее:12308@kmf...
> Рада приветствовать!
Приветствую
>
> Поскольку миропорядок универсален, он вечен и неизменен. Отсюда
приоритет прошлого перед настоящим и будущим, традиции перед новацией,
и - никакой ценности прогресса (это когда кажется, что "лучшее, конечно,
впереди"). В мире "все уже дано", лучше не бывает и быть не может.
> "Современное" (модернистское) общество (его культура) базируется на
принципиально иных смысло-ценностных основаниях.
В таком разе жестко понятого традиц.общества в России не бsло уже в 18
веке, тем более после петровских преобразований. Про разрывы с традицией
Петра-западника см. напр Махнач russ.ru/antolog/inoe/mаchnach.html
Затем, насчет совсем уж застывшей"неизменности" и круговороте времени.
Не стоит так лобовО понимать. Даже церковный год в отличие от
языческого содержал идею"обновления", правда трактуемого еще
традиционалистски.
по Панченко. в лучшей его книге"Русская культура в канун Петровских
реформ"
важная глава"История и вечность в системе культурных
ценностей"(изд.2000г Академия", стр 68 етс)
"Человеческое бытие, взятое в целом, трактовалось ка эхл прошншего,
точнее тех событий прошедшего, которые отождествялись с вечностью.
Принцип эха приложим и к к ультурному и к мирскому обиходу( с некоторыми
ограничениями)..
Церковный год был своеобразным"эхом"бесконечной череды
годов,"обновлением"этой череды....Церковный год в отличие от языческого
был не простым повторением, а именно отпечатком, "обновлением", эхом. В
языческой модели господстоввала идея круга,2коловращения жизни". Год
слагался из раз навсегда данных. повторяющихся элементов.Красноречивая
иллюстрация - календарно-обрядовая поэзия...
...необходимо подчеркнуть что обновление в древнерусском понимании - это
не новаторство, не преодоление традиции, не разрыв с нею. Это нечто
совесем ионе, нежели"новины"патриарха Никона, против которого восстали
традициоанлисты. (Кстати, закономерно ретроградские и вытесненные на
обочину, вследствие разрыва с вызовами времени и необходимости
секуляризации жизни - СП).
"Обновление" как движение - движение не только вперед, но и вспять,
постоянная оглядка на идеал, который находится в вечности и в прошлом.
Человек с тз православной культуры Др.Руси тоже был"эхом".
Крестившись, человек...становился "эхом"этого святого...говевший,
исповедововавшийся и причастившийся человек каждый раз "обновлялся",
т.е. очищалмся и становился ближе к идеалу.
Суммируя древнюю историософию - основной ее принцип"история владеет
человеком". Историческая дистанция не имела значения. Культура не
стареет, у нее нет срока давности. Это отношениеипркрасно выразил
пртп.Аввакум...
Что пришло на смену древнерусской историософии.. уже в канун петровских
реформ...новые учители провозглашают идею о едином. ЦИВИЛИЗОВАННОМ
ВРЕМЕНИ..."
реформа летоисчисления, ввод понятия века (1700)связаны именно с этим.
Петр вводит в русский обиход идею "столетнего века"(стр.158), западное
понятие, ориентированное именно на секуляризацию, на динамическую и
светскую культуру
а это у Вас описание архаики , языческой картины мира, без этапов
противопоставленной западнистски толкуемому модерну
> Бытийного универсума как такового нет, существует только природный
мир, в который и вписан человек. В качестве универсальных признаются
лишь биологические связи. В социокультурном же измерении человек есть
"атом безвоздушного мирового пространства", который может вступать в
бесконечное число связей с другими "атомами", образуя "молекулы" и
соединения, которые распадаются тотчас, как только исчезает породившая
их интенция личности. На месте старых возникают новые функциональные
образования, необходимые "здесь" и "сейчас". В этой системе ценностей на
первый план выходят личностные запросы индивида (свобода выбора,
"права", индивидуализм, экономический, материальный интерес и т.д.), а
остальное производно от них ("когда хорошо каждому в отдельности, -
хорошо и всем вместе: обществу, государству"). Положительно означивается
(становится ценностью)все то, что работает на рост эффективности,
функциональность, критерием которых выступает опять же личностное
удовлетворение. Отсюда приоритет новации перед традицией, критика
прошлого и апология будущего (прогрессизм)."Материалистическими"
являются также ценности технократизма (вера в технический прогресс) и
сциентизма (вера в науку).
> Предлагаю проанализировать состояние советского общества с данных
смысло-ценностных позиций.
слишком обще абстрактная схема , всего два бинарных состояния. Не
годится. Модернизация
версус традиционализм - это процесс со стадиями, а не переход из
состояния А в антитезис Б
>
> Всего доброго!