|
От
|
Pout
|
|
К
|
Яна
|
|
Дата
|
12.10.2001 12:11:25
|
|
Рубрики
|
Образы будущего;
|
|
Незнайка versus Супермен
Яна сообщил в новостях следующее:11650@kmf...
> Хорошие образы уже были созданы. Да, в произведениях Стругацких были
свои заморочки (общественное воспитание), но тем не менее можно было
отделить зерна от плевел и взять оттуда хорошее. Опять же,
действительно, "Незнайка", ну и вообще вся советская фантастика: от
Казанцева до ОЛьги Ларионовой. Там был изображен очень, очень
привлекательный строй, где все люди всесторонне развиты, занимаются
наукой, искусством, исследованием космоса, их жизнь имеет смысл...
Пару слов про сагу о коротышках.
По Стругацким тут и без того пурга начнется, Само наличие
непрекращающегося обсуждения и примеривания на себя новыми поколениями
их произведений - важный и малопонятный феномен. Мои дочери "без ЦУ" в
соотевтствующих возрас стах, сначала одеа, потом другая, зачитали до дыр
старый "Понедельник"(первое издание!с картинками Мигунова, комиксы
отдыхают. Куплено мной за 1 рупь). Помню что в 10 классе на фоне
мещанской возни и кадрежа книга выглядела манифестом дела,
увлекательным и назидательным одновременно. Собственно там и нет
никакого розового жития в будущем, это скорей НИИ60х годов.(Розовому
будущему там досталось в описании путешествий Привалова). Потом меня
мало волнует, кто что задним числом впечатывает в эти образы. Они
возникли вовремя и служили службу в том числе и "воспитания"как мало
какие.
А то опять начнется биллогалилеевщина - разнесчастный бедный совок,
ничего-то там кроме серого шмотья не было - секса не было, поп-корна,
комиксов не было,гарри поттеров там не могли по убогости воображения
создать.
"Незнайка" служит уже чуть не полвека. Характеры там отчасти вечные ,
а не советские(Носов слямзил канву из какой-то старой западной книжки).
Но заодно и вырубил чисто советские сказочно-утопические образы . В
саге там розового упрощизма маловато. Во второй серии - она уже не для
малышни, а для подростков -"Незнайка в солнечном городе"- образ
будущего утопического общества вовсе не линеен. Это не умилительный
кисель, а драма. Не без внутренних пороков там светлое будущее ( как
раз слишком расслабленное оно, реалистически мыслящие коротыши с
пережитками прошлого задают там изнеженным коммунякам шороху). И не в
технике и быте проблемы, а в человеческих характерах,конфликтах, весьма
нетривиальных. Их хватит и на мультик, и на драму.
"Незнайка на луне" -на мой взгляд лучший "ответ турецкому султану",
то есть мифам о капитализме. И вполне действенен , не просто как
контрпропаганда, а всей образной системой, как худ.произведение. Вообще
раз уж миф - то очень ценю умение создать полноценный мир - Носову это
удается. Образы Спрутса и Пончика оченно полезно работают, например.
Последний мультфильм9только что вышел, там серий 20) это конечно не
книжка (кстати тоже весьма популярная у подростков), но все равно лучшее
из имеющегося. Помню когда он только вышел, одна мама-буржуйка из-за
моды
бегала-доставала кассеты с мультиком, чтоб свое драгоценное чадо
снабдить. Очень хорошо. Незаметно для себя стала переносчиком бацилл
коммунизма.
> Да только вот беда - в массовом сознании эти образы проигрывают. Ведь
образы "общества потребления" рассчитаны на низшие инстинкты и потому
легче воспринимаются. Среднему человеку трудно представить, как это он
лично будет заниматься наукой и исследовать Космос - да и вообще Космос
ему до фени. Идеалы, которые ставили эти книги, оказались слишком
велики.
Не вижу чем те же Привалов или коротышки плохи в этом смысле. И
неконкурентны - смотря конечно с чем. "Их" герои появлялись в ответ на
запросы их цивилизации - в годы Великой Депрессии "для
ориентира"маленьким индивидуалистам появился Супермен, потом один за
другим такие же по сути юберменши.Не вижу почему надо гнаться за их
шаблонами заглатывая их внутреннюю идеологию, а не опираться на своих
коллективистов-общинников коротышек и свои образные средства. Что
написанное в 60х надо модифицировать применительно к настоящему -
конечно нужно. Только имхо форма комикса сама тут служит ограничением.
Мультик советский - совершенно не то, что теперешняя японская да и
диснеевская манная каша. Книжки с картинками для советских малышей,
начиная от 5копеечных, были великолепные - Сутеев напр. Нафиг надо
отказываться от своих традиций синтеза образов с текстом. В комиксе
этого синтеза нет., потому что в принципе не м.б. Есть вот у меня
переводные "книжки с картинками "нового типа, -"Кант для
начинающих"."Гегель для начинающих"напр. Очень любопытно, но это не
комикс, не раскадрованный мультфильм,а скорей афористически точный
пересказ биогрфии, истории, основных идей и прочего. Работали не
адаптаторы, а достаточно опытные профи. Художник просто молодец - не
ожидал что абстракции высокой философии можно волотить в
понятные"обыкновенному сознанию"образы. Научились!даже самую сухую
философию представить для"начинающих".
> Но самое страшное то, что и образы Евангелия, гораздо более емкие и
прекрасные, чем образы коммунистического общества - да еще к тому же и
заключающие в себе Истину - и эти образы катастрофически в наше время
проигрывают...
>
Тут Леонид верно заметил, что самые яркие новозаветные образы - в
Апокалипсисе. Во-первых, это тот еще"образ будущего", скорей уже -
именно катастрофического Конца Всего. Во-вторых, мы тут недавно
разбирали - подоплека образов Откровения - всеобщая космическая религия,
конкретно - древнее звездное небо. В Архив только что ушло, сабж"о
ВАВИЛОНСКОЙ БЛУДНИЦЕ". И наконец, о вкусах не спорят, кто любит попа,
кто попову дочку. Мне после разбора истории создания Апокалипсиса
канонизированные синодальные тексты представляются бледными и вторичными
, в том числе и эстетически. Первоисточник (греческий)гораздо мощней и
прекрасней.