>Как бывший инж,-конструктор добавлю еще один вероятный вывод: в РИ были люди-подвижники. Знаний на высшем уровне тогда особо и не надо было: абсолютное большинство физических законов элементарно выводилось из законов Ньютона, если только эту физику прочувствовать и владеть математическим аппаратом на уровне интегралов/производных.
Вот это та ошибка, которую допускали в 30-е, а особенно с 60-х гг.
Тогда тоже думали, что можно инженеров и учёных (и офицеров) штамповать как на конвейере.
Не-а. Поточно-массовое тут оказалось непригодным. Законы ньютона и интегралы - это только самые базовые знания. Самые базовые. А есть ещё опыт (и его передача), культура, творческая атмосфера...
Да что там перепевками заниматсья - всё читайте: это просто сплошная притча о том, что такое потеря квалификации и культуры.
"...Во-вторых, безобразной была методика обучения. Повсеместно нарушался ее основополагающий принцип: "учить не рассказом, а показом". Имевшиеся учебные пособия младшим комсоставом упорно не использовались. В 52-м артиллерийском полку БВО в декабре 1936-го даже устройство винтовки изучали без самой винтовки, подготовку телефона к выходу в поле - без телефона. Принятый в русской армии индивидуальный метод подготовки стрелка был забыт, и даже в лучшей у Якира 44-й дивизии правила изготовки к заряжанию разъясняли сразу целой шеренге. И наконец, повсеместно пренебрегали тщательной и настойчивой отработкой деталей, не добивались чистоты выполнения тех или иных приемов (изготовки к стрельбе, прицеливания, перебежек, переползания и т.п.). Именно поэтому бойцы и в 1937-м не умели поражать цели из ручного пулемета ДП, который стал поступать в части еще в 1928 году. Ведь меткость стрельбы напрямую зависела от того, умел ли пулеметчик правильно установить локти, отрегулировать натяжение ремня, удержать при стрельбе приклад у плеча ... Традиции русской армии, где "на всех занятиях жучили лихо, закаливали, муштровали, тянули, отшлифовывали"39, и здесь были утрачены начисто.
Вообще, бичом РККА накануне 1937 года была низкая требовательность командиров всех степеней и обусловленные ею многочисленные упрощения и условности в боевой подготовке войск. Бойцам позволяли не маскироваться на огневом рубеже, не окапываться при задержке наступления; от пулеметчика не требовали самостоятельно выбирать перед стрельбой позицию для пулемета, связиста не тренировали в беге и переползании с телефонным аппаратом и катушкой кабеля за спиной и т.д. и т.п."
Вот результаты.
---
Вообще, исторический процесс, в случае с революциями, имеет лаг. Связан он с тем, что после революционного переворота в новой системе отношений живут и работают люди сформированные в старых условиях.
Так, в 30-е - 60-е гг. обществу давали жизнь люди романовской школы и их непосредственные ученики. Да, уже была советская наука, советская школа, советская хозяйственная система, идеология... можно было быть хамом, заниматься наукой ради чинов - чиновничьего кресла директора НИИ и номенклатурной пайки в АН, общество было унифицировано, упрощено, массово сведено к посредственному уровню, обездуховлено...
Но люди были ещё предыдущей эпохи. Они это воспринимали как бытовые неудобства, навязанные режимом жизненные трудности, но за белыми передничками учениц ЕТШ видели гимназию, за званием инженера - инженера и проч.
А вот когда вышло в свет первое настоящее советское поколение, у которого деды/бабушки уже выросли в СССР - вот тогда мы видим СССР в его чимтом виде.