>Еще важным фактором было дробление наделов в общине, что исчезло бы при выделении на хутора или отруба. В условиях засушливого лета это дробление являлось страховкой от полной потери урожая. В Средней полосе (особенно в Поволжье) летние дожди часто проходят узкими полосами и клочоки земли в нескольких км друг от друга могли получить или хоть минимальную дозу осадков или ничего. Помню несколько лет назад в районе моего дома прошел ужасный ливень. Машины встали. Уровень воды на проезжей части поднялся выше выхлопных труб. При том, что рядом был ливневый колодец. А в 2 км рядом (район моего гаража) земля была совершенно сухой. В прибалтике такое возможно?
Возможно другое.
К столыпинской реформе засев передельной общины в результате постоянной склочной борьбы между её членами как правило представлял собой узенькие полоски земли (на семью) разделённые межами.
Стремление обеспечить равенство условий (плодородие почвы и проч) понятно - круговая порука при сборе налогов к этому стимулировала. Но ведь до 30% (!!) земли было под межами. Т.е., не засевалось, не стояло под паром, а банально использовалось под разграничение "поравнённых" наделов. И при этом постоянно велась дискуссия о "малоземелье" крестьян и помещичьем землевладении. Ну не идиотская ли ситуация?
Выдел земли на отруба, где он по желанию крестьян проводился последовательно, мог сразу увеличить их реальное землепользование на 15 - 30%.