Пара замечаний.
>Ларчик открывается просто. В свое время Петр Аркадьевич был губернатором в Гродно и наблюдал там быт прусско-прибалтийских и западно-белорусских хуторян. Он ему понравился, и Столыпину запала в голову мысль: «внедрить» сей быт в великорусских губерниях.
Это не главное. Он позже был губернатором Саратовской губ., что никак не повлияло на его аграрные взгляды. Столыпин сам уроженец Прибалтики и детство провел там. Детские впечатления - самые сильные.
>В Прибалтике — многополье и достаточное количеством земли на одно хуторское хозяйство, а в Великороссии — трехполье и аграрное перенаселение. В Прибалтике пахали преимущественно железными плугами, а в Великороссии — в основном деревянными сохами. В Прибалтике и Западной Белоруссии — и скота на одно хозяйство много больше (а, значит, больше и удобрений), и вегетационный период длиннее, и климатических «экстримов» (поздние заморозки, чередование «холодных лет» с засухами) меньше, и аграрная культура выше. Совокупность этих факторов позволяла крестьянину получать более высокие и стабильные урожаи, вырабатывать более высокий прибавочный продукт и существовать вне общины.
Еще важным фактором было дробление наделов в общине, что исчезло бы при выделении на хутора или отруба. В условиях засушливого лета это дробление являлось страховкой от полной потери урожая. В Средней полосе (особенно в Поволжье) летние дожди часто проходят узкими полосами и клочоки земли в нескольких км друг от друга могли получить или хоть минимальную дозу осадков или ничего. Помню несколько лет назад в районе моего дома прошел ужасный ливень. Машины встали. Уровень воды на проезжей части поднялся выше выхлопных труб. При том, что рядом был ливневый колодец. А в 2 км рядом (район моего гаража) земля была совершенно сухой. В прибалтике такое возможно?