Все-таки нельзя не восхищаться матерым человечищем, каковым был Столыпин.
Нельзя не признавать его искренности в попытках решения самых больных русских проблем.
Но столь же невозможно не признавать и неудачность собственно столыпинского реформирования русской деревни.
И эти две сущности нельзя друг другу противопоставлять.
Россия ВЫНАШИВАЛА решение аграрного вопроса - колхозное, параллельное индустриализации и культурной революции, - как единственное. И неудача Столыпина была важной главой "хождения по мукам".
Важно то, что это была крупномасштабная попытка честного реального реформирования, а не псевдореформ с главной целью набивания карманов, которых мы досыта наелись за последние 20 лет.
Честная, а потому выявившая все основные проблемы аграрного сектора.
И невозможность реформирования без соответствующего материально-технического обеспечения. И проблему будущих поколений, которых реформа грозила лишить земли, и проблему сельского пролетариата, который оставался и без земли, и без работодателя. И проблему неспособности городов принять крестьян, не обученных рабочим профессиям и не имеющих в рыночной экономике перспектив быстрого роста количества рабочих мест.
Да и просто психологическую. Для русских крестьян земля не имела права быть в частной собственности.
В период столыпинской реформы многие из этих вопросов были совсем не очевидны. Они становились предметом анализа и поиска путей преодоления аграрного тупика России.
Решение нашлось через 20 лет, которые спокойными не были. Но первая, индустриальная, часть решения была опробована уже в 1916 году в оборонной промышленности.
Но Столыпин в любом случае залуживает уважения. За честность и сверхусилия, за душу, вложенную в Россию.