>У меня студенческий друг работал на ЭВМ, поставка которой в СССР была строжайше
Вполне вероятно, что, продавая двигатели в СССР, англичане были уверены в неспособности русских скопировать его. Я уже неоднократно писал, что копирование сложной техники подразумевает близкий уровень инженерного и научного развития обеих сторон, но даже это не гарантирует удачного копирования. Вообще, копирование - весьма нетривиальная задача, о чем не подозревают гуманитарии. Даже наличие лицензии и техдокументации не гарантирует удачного копирования, а в описываемом случае ни того ни другого не было. Модное словечко "ноу-хау" как раз и обозначает то знание, которое не содержится в документации и без которого, зачастую, воспроизводство - не возможно. Вполне вероятно, англичане, кроме сиюминутной выгоды от продажи движков, расчитывали получить долговременный рынок сбыта в ВВС СССР, а заодно поставить их в зависимость от своих поставок и обслуживания.
Вот пример такого подхода из более поздних времен:
Лет 30 назад в поезде от попутчика из Елгавы с РАФ услышал такую историю. Тогда была построена линия по производству микроавтобусов РАФ. Оборудование было ЕМНИП японское. Японцы поставили и наладили оборудование для производства кузовов, но как только стальной лист для кузова стали использовать не японский, а советский, так сразу пошел брак. Наши обратились за помощью к японцам. Но те предложили им закупать японский стальной лист. Наши технологи сумели наладить работу с отечественными материалами и много лет РАФик был нашей основной санитарной машиной и микроавтобусом.
Так что история с двигателями - совершенно обычная.