>Тогда так: как вы относитесь к словам Гумилева Л.Н. о том. что манихейство - суть антисистема?
>Лучшее - враг хорошего
Просто как к этапной ошибочной оценке на основании существенного дефицита сведений о манихействе.
Сейчас, благодаря алтайским находкам экспедиций МГУ и интерпретации умершего в ноябре Кызласова Л.Р. манихейство предстает в гораздо более интересном свете. Опять-таки в связи с новохронологическими изысканиями многие разрозненные факты ложатся в какую-то очень интересную систему.
Там, где манихеи(Орда) происходит стремительное развитие ремесел, науки(астрология, математика), создаются обсерватории. Например, в столице хана Хубилая Малаге в Южном Прикаспии. Здесь работает Насреддин Туси, расчеты которого воспроизводит Тихо Браге. туси прекрасно известен в Европе благодаря работам по сферической геометрии.
Собственно столица Золотой Орды по имеющемся остаткам выглядит как весьма значительный город с населением около 300 тыс. человек.
Известно о значительной общине манихеев в столице Тимура Самарканде - жемчужине искусства. А у его внука Улугбека опять-таки могучая обсерватория.
В принципе сейчас эти все достижения приписывают мусульманам. Но реально в мусульманстве недопустимо поклонение мертвым. Коран запрещает поклонение хоть кому-то, кроме Аллаха. А средневековый Восток - сплошные высокохудожественные мавзолеи. В частности, в том же Самарканде.
Ну и обсерватории громят таки мусульмане. И книги уничтожают тоже они.
В Китае между периодом изгнания деградировавшей монгольской династии Юань и захватом Китая агрессивной манжурской династией Цинь - страна в течение 250 лет по традверсии истории живет под руководством поставленной манихеями династии Мин(династии Света). При этом практически до последних лет правления династии в Китае археология фиксирует наиболее полновесную монету. Т.е. период правления манихейской династии - это период устойчивой экономики и торговли. На династию Мин приходится и строительство наиболее технически совершенных участков Великой Китайской стены. Причем восточных - как раз против агрессивных манчжур.
Опять-таки раннемонашеские общежитийные уставы - категорически манихейские по духу.
Основные занятия средневекого монашества: земледелие, развитие ремесел, сохранение и приумножение практических знаний, способствование развитию честной торговли, - прямо следуют из манихейской установки на следование учению Гермеса.
Правда, у манихейства остается слабое место - противоречие между телесной оболочкой и духом.
Именно это противоречие, как я понимаю сейчас, устраняет исихазм Григория Паламы и Сергия Радонежского. Тело - не враг душе. Человек восходит к Богу посредством своего тела. В варианте Сергия Радонежского телесный живой человек своими подвижническими поступками приближается к оБОЖЕнию.
Так что манихейство, по моему мнению, приобрело репутацию антисистемы ровно по той причине, что и СССР приобрел репутацию "неудачного эксперимента", "неэффективной системы". Т.е. манихейство и общественное устройство, существовавшее на огромных территориях, благодаря реализации манихейских социальных и мировоззренческих установок, -было на рубеже Нового времени уничтожено с помощью той же самой манипуляции сознанием. Оболгано, смешано с грязью - теми, кто наложил в последующем лапу на созданные в манихейский период гигантские материальные и производительные силы.