Очевидно, коллективизм может быть сознательным и бессознательным (интуитивный, традиционный, генетический). Призывать можно только к разумному коллективизму, как к оптимальной стратегии существования (выживания) индивида. Пример такого коллективизма – корпорация в широком смысле этого слова. Это сложный механизм требующий идеологии (корпорация для всех или только для некоторых), иерархии, подкрепленной квалификацией и только потом самодисциплины каждого её члена. Возникнуть она может, в своем эффективном виде, при встречном движении «снизу» и «сверху», то есть должны появиться достаточные условия для её существования.
Сегодня, по моим наблюдениям, движение как «снизу» так и «сверху» слабо проявляются. Плюс к этому размыта «идеология» возможного коллективизма: очень мало сторонников идеи «для всех». Но самое главное – в отсутствии «верхов» будущей корпорации, к которым, как мне кажется, и направлены призывы. В этом кроется противоречие: для умного и способного индивида сегодня оптимальной представляется стратегия использования «частного» коллектива, чем служение «общему». Компромисса здесь быть не может, а аргументы в пользу служению «общему» выглядят неубедительными.
>Выживание страны.
К моему сожалению «святость» у понятий «страна», «Родина», «народ» и т.п. в значительной степени исчезла. Это объективный процесс, как мне кажется, связанный с массовостью образования. И «выживание страны» теперь также рассматривается в контексте использования «частного» и служения «общему», где последнее явно проигрывает в убедительности аргументов.