>освоения космоса и мирной, спокойной созидательной жизни никто не стал защищать в конце 80-х?
>Носители церковных идеалов в 1917 тоже оказались не на высоте - но они просто не просекли обстановку. И когда проспанный ими "процесс" пошел дубасить и их - очень часто принимали смерть героически. Синод РПЦ "лажанулся" в Феврале, сделал со своей стороны немало для раскручивания конфликта с большевиками, но по одиночке большинство иерархов вели себя твердо (хоть твердость в итоге "не в кассу" была), по крайней мере - хотя бы искренне сожалели о "Святой Руси".
>А советские носители тех идеалов? Певцы Космоса и т.д.. Единицы чего-то говорили, остальные как присоединились к хору, поющему "проклятый совок, страна рабов" - так и не отстали от него. Или, как минимум, как были в прострации - так в ней и остались.
А ведь на самом деле советская жизнь хреновой стала. Совсем хреновой.
Я по соседству написал о том, что происходило с образованностью. Вот та самая масса людей, у которых из-за глубокой недообразованности не вырабатывалось ни личной моральной позиции, ни связности собственного внутреннего мира с обществом, которые были пустышками, натуральным быдлом с претензиями, - она создавала невыносимую обстановку повсеместно.
Они стали потребеительским обществом за 1970-80-е. Потребительским обществом, которому сколько ни дай, все мало. Бороться за сытую и вечно всем недовольную жизнь этих людей - смысла не было. И возможностей тоже.
Они стали абсолютно господствующими в СССР.
Собственно мы по сей день ноем главным образом о сытой и спокойной практически животной жизни, оставленной там. Ноет ровно тот самый совок. Который прочно зацепил своим мировоззрением и нас. Сопоставляем, кто и сколько ел, кто и где жил, за сколько куда можно было съездить.
Духовное измерение советской жизни практически никого не волнует. А ведь славу и авторитет советскому человеку завоевали именно те, кто жил богатейшей духовной жизнью. Те, у кого горели глаза. У них было самое главное богатство. Им было интересно жить!
И поэтому им было очень легко жить.
Так вот, для того, чтобы сопротивляться, надо знать, чему сопротивляться. За что бороться, что защищать.
За материальные основы жизни - поборолись. Руками Ельцина, который отдал заводы и нефтепромыслы все-таки главным образом в руки наших соотечественников. Не друзей, а врагов, но хотя бы внутренних. У которых потом, как у Ходорковского, у Березовского, у Гусинского - можно забрать обратно.
СГКМ когда-то говорил про номенклатуру. Она, дескать, на своих рабочих местах поддерживала существование того, чему нельзя было давать умереть. И Транснефть осталась в руках государства, и железные дороги. И атомная энергетика жива. И законсервированные на годы оборонные заводы начали оживать. И даже авиапром проявляет признаки жизни. Да и Норникель по сути в руках государства. И атомный ледокольный флот в строю.
А вот военные действия по защите социалстического строя были нереальны. Бороться надо было с многомиллионными массами собственного народа, превратившегося в быдло. Причем превратившегося непонятно как.
Я сегодня впервые сумел себе ответить на этот вопрос, который меня волновал с середины 1970-х.
В 1988 году на собрании демократов в Москве(съехавшися со всего Союза) я задал залу вопрос. Подождите, говорю, надо понять, против кого мы все-таки бороться собрались. Меня согнали криками и насмешками: мы давно знаем, против кого бороться!
А я не понимал. Я боролся за укрепление Родины. А оказался в одном строю с теми, кто лгал. И просто по команде перешел на антисоветскую риторику. Единственное, что я мог сделать тогда, когда их стало слишком много, - выйти из этого строя. А социального смысла происходящего - не понимал и все тут.
И только со временем стало потихоньку доходить. Советский строй - нужен не простому человеку. А глубоко интеллигентному человеку. Как герои "Хождений по мукам", как белый генерал Хлудов из "Бега". Как реальный маршал Шапошников, как Королев, как множество других, офицеров, инженеров, директоров, рабочих, крестьян.
И эта интеллигентность в себя включает в обязательном порядке как чисто нравственные качества, так и глубокое понимание мира, - в той части, которая тебя касается. Хозяйственный толковый крестьянин - умен своими навыками и пониманием природы. Инженер - знанием производства, техники.
В 1970-е мы стали массово получать недоучек из вузов. Еще в 1960-е в города массово ломанулись крестьяне, не обладавшие знанием, необходимым для сознательной работы в промышленности. Они стали чужими городам. Лимитой небезызвестной. В самом сельском хозяйстве началась специализация хозяйств - и отчуждение крестьян от привычного хозяйственного уклада. Вместо прекрасно растущего льна, ушедшего в специализированное хозяйство, крестьяне Нечерноземья начали возделывать рожь, которая давала 2 ц/га.
Советская власть потеряла социальную базу.
Заниматься не своим делом - не интересно. А раз неинтересно, то интеллигентность как рукой снимает.
Вот такой расклад. Борьба за справедливое общество и просто за русский народ должна проходить через наделение людей смыслами существования. Пока впереди маячили высокие зарплаты и сытая жизнь, заикаться об этом было бесполезно. Кризис многих окатит холодным душем. Вот тут-то и надо о душе позаботиться.
А идеалами заниматься особо не стоит, по-моему. Идеал - мертвая форма.