Некоторые не соглашаются, что правовая система в РФ находится в процессе стремительного краха. Однако этот процесс идет, и что самое неприятное, идет с ускорением. Последние события показали, что сегодня суд можно провернуть как угодно, значит и в тюрьму можно посадить практически каждого.
Рассмотрим одну из деталей процесса. Например, Солженицын в "Архипелаге..." упоминал, что хотя в стране и есть законы, узнать их простому человеку нет возможности. В стране действовал "солидаризм" - считалось, что если человек по понятиям не делает ничего плохого, то и закон к нему не относится. Эта система была более-менее работоспособна. Советские люди 60-х 70-х и не видели никогда всех этих кодексов, поскольку знали, что если ничего плохого или антигосударственного не замышляют, то их не посадят. Действовал не закон в западном понимании, а понятия.
С начала перестройки (а на самом деле еще раньше) возник все возрастающий конфликт между гражданами и правоохранительной системой. Сначала это привело к требованиям отказа от понятий и выполнения буквы закона (правовому обществу), которое якобы есть на Западе, однако это не изменило ситуации. Впрочем, система понятий (которую иногда называют "судебной практикой") как и система законов есть в любой стране.
Россияне традиционно жалуются на "ментовской беспредел", на произвол "правоохранительных" органов. То ли дело в Европе!.. Но в Европе, оказывается: "...было бы ошибкой недооценивать французскую полицию. Если вы им чем-то не понравились, они запросто могут арестовать вас и продержать в камере 24 часа без предъявления каких бы то ни было обвинений. Это у них называется "содержание под надзором полиции"".
"Немец обязан всегда иметь при себе документы, удостоверяющие личность, в противном случае его могут арестовать и задержать на шесть часов, пока кто-нибудь не принесёт ему удостоверение. Если кто-то переехал в другой дом, пусть даже на той же самой улице, он обязан в течение ближайших дней зарегистрировать свой новый адрес".
Сами по себе эти факты говорят только о том, что их полиция от нашей милиции недалеко ушла. Но мы-то этим хотя бы возмущаемся в полный голос, с пропиской боремся... Европа собой вполне довольна и ставит себя в пример.
===
Вопрос по этой теме тут же был задан первому попавшемуся французу и немцу. Ответ был, что это действительно так, но "they do not abuse the law". Второе, например, хоть и написано в законе но отнюдь не приводит к тому что немцы носят с собой документы, никакому полицаю не придет в голову просто так проверять документики на предмет выполнения этого закона, и соответственно сажать или вымогать взятку.
Наш же человек подставляет эти законы к российской ментуре и приходит в ужас, хотя европейцев это отнюдь не ужасает.
То есть возможный беспредел сдерживает система понятий, а также и система механизмов позволяющая наказать зарвавшегося полицая. Это не позволяет злоупотреблять возможностями закона. И хотя в законе предусмотрена возможность для полиции портить кровь гражданам, но полиция этого не делает. У нас же если есть возможность злоупотребить законом, то это обязательно делается - система понятий находится в плачевном положении. Соответственно граждане начинают изучать законы, чтобы хотя бы понять, откуда можно ожидать удар пыльным мешком по голове. Вот тут то и вступают в дело юридические крючкотворцы.
Так или иначе, надо полагать, что с целью именно злоупотреблений начинается такая веселуха, что закон в стране переписывают и меняют, притом всё чаще и чаще. Так, например относительно начала 2000х годов я еще мог следить за законами, а теперь они меняются чуть ли не каждый год. В общем власти добились таки того чего хотели - в стране законы есть, а я их не знаю. Более того, новые законы как правило имеют всё более и более размытые и непонятные формулировки. Вот здесь оказываются нужны юристы. При таких законах без них уже никуда. И вопрос теперь уже не столько в том, как разъяснить тот или иной закон, а в знании того, какая есть практика, то есть какие понятия, и что сорее всего - какой и кому бакшиш платить за нужный способ толкования закона.
Теперь, если очень грубо, то что из себя представляет правоохранительная система. Это система состоит из части, которая создает законы (дума, правительство), из части которая инициирует действие законов (прокуратура, граждане, менты) части, которая направляет их действие (юристы, судьи) и части которая реализует это действие (менты). Но все эти части тоже должны действовать согласно закону. Но возникает вопрос, а способны ли они сами понять законы, по которым должны действовать? Ведь закон это еще и инструкция для них. Полагаю, что нет - в результате сложившихся законов все части системы оказываются дизориентированы, и вынуждены обращаться за разъяснениями к юристам. Казалось бы, им это должно бы нравиться. На самом деле юристы не дураки, чтобы считать себя инстанцией власти. Если закон не ясен, и даже если он ясен, они смотрят на то, какие в этой системе понятия. Получается замкнутый круг. Грубо говоря, менты смотрят на юристов, а юристы на ментов. В итоге закон из этой системы постепенно ликвидируется, и в ней начинают циркулировать самовоспроизводящиеся понятия.
Понятия же эти снова бьют по гражданину, и он снова судорожно пытается выяснить для себя закон, что становится сделать всё труднее, и уже невозможно без юриста, потому что в системе таки торжествует не закон, а понятия. И чем дальше, тем сильнее воспринимается правоохранительная система, как банда действующая на легальных условиях.
Казалось бы солидаристы должны торжествовать - мы вернулись к системе понятий, как в СССР. Но нет повода для радости - у нас совсем иное общество, общество в котором сильны внутренние конфликты. А в такой среде система понятий ведет назад, в дебри феодализма и самодержавия и полнейшему бесправию.