И снова о советской очереди. Райанэйр и советская очередь
РАЙАНЭЙР И СОВЕТСКАЯ ОЧЕРЕДЬ
С. Миронин
В действительности все было не так, как на самом деле (Присказка)
Хотя прошло уже 17 лет лет после краха СССР и отказа России от социализма, тем не менее с экранов телевизоров журналюги не упускают возможности лягнуть мертвого льва, под которым я имею в виду Великий СССР. Да ладно, журналюги (ну, нет у них извилин), так ведь даже вроде бы вполне разумный человек, президент Медведев, и тот постоянно отмечается на телеэкране как антисоветчик. Так, недавно он заявил, что именно гонка вооружений истощила СССР. Бедный Йорик! Так не понимать элементарных вещей! Наоборот. Именно гонка вооружений обеспечивала технологией промышленность СССР, наращивала человеческий капитал. Не понимает сам? Пусть. Но ведь имеет же возможность поговорить с экспертами. С экономистами. Либо все эти эксперты и экономисты гроша ломанного не стоят - не понимают они в политэкономии СССР? Может, единственное, что они усвоили, и то с подачи Рейгана так это то, что СССР был империей зла? И не удивительно - сказок о плохом СССР тьма тьмущая. Вот одна из таких страшных сказок про СССР
СТРАШНЫЕ СКАЗКИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В СССР [1].
"Система распределения в СССР базировалась на двух принципах: очереди и пустые полки. Советское правительство рассуждало так: при капитализме нет очередей и в магазинах всё есть, у нас не капитализм, а его противоположность, поэтому в советских магазинах должны быть очереди и не должно быть товаров.
Однако в такой системе имелись противоречия - если в магазине нет товаров, то откуда возьмутся очереди? Но советское правительство очень хотело унизить людей очередями, поэтому решило заставить людей ходить в пустые магазины и стоять в очередях. Для этого каждому человеку выдавали разнарядку и он обязывался ей следовать. В неделю полагалось отстоять шесть трёхчасовых очередей, две пятичасовых и одну двенадцатичасовую. Дополнительно людей заставляли не реже трёх раз в год ходить «записываться» - человек вставал в пять утра и ехал в специальное место, где ему ставили номер на руку и вносили в специальный журнал запись, что он пришёл. Ходить записываться в каждый из трёх ежегодных раз следовало по две-три недели каждый день. Это делалось, чтобы контролировать людей - человек не мог уехать в другой город, поскольку об этом сразу бы узнали из-за отсутствия его записей. И ещё это делалось для унижения.
Очереди были не только в магазинах, они были везде - в министерствах, поликлиниках, столовых. Капиталистический мир не знает очередей, поэтому капиталистическим Людям тяжело представить, как тяжело было советским гражданам. В СССР даже в аэропортах были очереди - сначала на регистрацию билета, потом к специальным устройствам, где просвечивали их багаж (КГБ хотел знать, что люди везут с собой), потом на личный досмотр, где заставляли снимать верхнюю одежду, ремень и ботинки. Хотя из-за бедности в СССР летали очень мало, всё равно в аэропортах были очереди.
А в Дьюти Фри были пустые полки. Как и во всех советских магазинах. Еды страшно нехватало, её выдавали только по карточкам, малыми дозами. И специально делали очень невкусной. В СССР продавался только один сорт колбасы, что страшно унижало всех советских граждан. Даже бомжи страдали из-за малого выбора - ведь при капитализме продавали сотни сортов, поэтому в любой помойке был достойный человека выбор колбас. А в СССР в помойки выбрасывали только один сорт, поэтому миллионы бомжей ели только его, да ещё и в испорченном виде - советское правительство специально не клало в продукты консервантов, чтобы люди не могли сделать себе запасы.
Иностранные товары были в СССР редкостью, а своих не было, поскольку социалистическая экономика очень неэффективна. В результате люди только раз в пять лет, отстояв в огромной очереди, могли купить себе обувь и одежду. Одежду и обувь, кстати, специально поставляли одинаковые, чтобы люди не отличались друг от друга и не могли самореализоваться.
В СССР даже квартиру нельзя было просто пойти и купить. За правом на покупку квартиры человек стоял в очереди десять лет. Поэтому люди были на долгие годы лишены жилья и жили на улицах.
Ещё в СССР напоказ делались рынки, но на них запрещали привозить продукты - их изымали у крестьян и уничтожали, чтобы унизить всех граждан. Огромные рынки - Лужники, Олимпийский, такие привычные нам сейчас, в СССР так и оставались пустыми. Многих же рынков просто не было. На улицах не стояли палатки с пивом, рядом со станциями метро были просто открытые пространства. Этим советская власть в очередной раз напоминала людям, что при социализме товаров нет.
А поскольку не было товаров, не было и их рекламы. Глазу не за что было зацепиться: вдоль дорог просто росли деревья, а не стояли красочные плакаты, стены поездов метро пугали своей пустотой, в газетах был только текст, а по телевизору только фильмы - людям даже некогда было сходить в туалет во время просмотра. Это делалось, чтобы унизить людей и затормозить развитие экономики. На эскалаторах никто не сообщал голосом о новых товарах, вместо этого людей только призывали соблюдать осторожность и сообщали, что КГБ их обязательно всех поймает и расстреляет.
В метро при этом были огромные очереди в билетные кассы. Особенно в начале месяца. А поезда не ходили, поскольку советская экономика очень неэффективна. Перед автобусами же люди выстраивались в очередь, чтобы купить у водителя билет и пройти электронного кондуктора - в СССР на улицах ведь не было ни одной палатки с билетами.
Тех, кто не хотел стоять в очереди, ловил и расстреливал КГБ. Если человек был ещё полезен, то его не расстреливали, а сажали в тюрьму, где из заключённых делали замкнутую в кольцо очередь и заставляли быть в ней на протяжении всей прогулки. И даже если человека расстреливали, он сначала стоял в очереди на расстрел. Иногда на расстрел нехватало патронов и людям приходилось приносить патроны с собой - в СССР дефицит был на всё. За особые заслуги человека расстреливали импортными патронами, которые были гораздо качественнее советских." Как говорится, добавить к этому памфлету нечего.
СОВЕСТСКАЯ ОЧЕРЕДЬ И КОЛБАСА
Интересно, что не все отчетливо сознают, что очередь существовала всегда и во всех обществах, а далеко не только в СССР, как нас пытаются убедить. Например, она отлично функционирует сейчас на Западе. Там она называется «peak-load problem» и давно решена теоретической экономикой (см., например, [2]), да и человеческой практикой.
Идея о том, что рынок уничтожает очереди вообще - это просто наглое мошенничество не столько умных, сколько хитрых и бесчестных людей, преследующих свои весьма корыстные цели. На самом деле, всегда и везде - очередь - свидетельство ограниченности ресурса, не более и не менее. Телеги на переправе, автомобили у светофора, люди в приемной зубного или столовой - все это свидетельство ограниченного ресурса.
Очередь - это состояние, которое возникает, когда обслуживание одного клиента занимает большее время, чем время, за которое следующий клиент подходит к узлу обслуживания - кассе, торговой точке, паракмахерской, контролю багажа... Другими словами, очередь это ситуация, когда следующий заказ на обслуживание поступает раньше, чем выполнено обслуживаяние предыдущего посетителя.
С этим все согласны. Но очереди бывают двух типов: первого - когда, попросту говоря, то, за чем стоят в очереди, не кончается и «этого» хватит всем, пусть и не сразу и второго - когда «это» быстро кончается и хватит далеко уже не всем. То есть второй - это случай так называемого «дефицита». Подчеркнем этот момент - «дефицит» есть принципиально другой вид очереди. Хотя выглядят со стороны они одинаково - стоит линия людей друг за дргугом.
А теперь, что называется, следите за руками. Дело в том, что «дефицит» как заметное социальное явление стал появляться в СССР с конца 70-х годов, если не брать период войн. Более того, если разбираться, то так называемый "дефицит" в СССР тоже, по сути, был связан с заниженной ценой на товар, поскольку всегда существовала возможность заменить даный товар другим. Очередь же первого типа существовала всегда - как в СССР, так и во всех прочих странах.
Чтобы проиллюстрировать сущность подхода СССР и полезность определенного количества очередей для всего общества при социализме, приведу пример экономического эксперимента, который приводит в своем классический труде П. Хейне [3].
Так вот, при экспериментах по оптимизации цены билетов в кинотеатре из 700 мест при студенческом колледже доходы покрывают расходы при цене билета в в 3,15 доллара. При цене в 2,50 доллара возникает очередь и зал, естественно, заполнен на 100%. Это как раз ситуация, которая существовала в СССР, когда цены на многие продукты и билеты в учреждения культуры (театры, кинотеатры, музеи...) дотировались. Однако все меняется, если ставится целью получить от показа фильма как можно больше чистой выручки, так какой же будет цена? Ответ: 5 долл. Если установлена цена 5 долл., будет продано 500 билетов. Полная выручка составит 2500 долл. и чистая выручка - 300 долл. Лучшего ... никак не может добиться.
Прошу заметить ключевой момент: при максимальной выручке 200 (почти треть!) мест в кинотеатре пустуют. Это люди, которые будут отсечены от культуры в целях максимизации прибыли, но об этом - чуть позже. Но самое важное в смысле эффективности совсем другое: рыночная модель принципиально не способна обеспечить оптимальное распределение ресурсов. От 1/10 до 1/3 ресурса просто пропадает.
Еще один очень важный момент - в рассматриваемом эксперименте кинотеатр максимизировал свою прибыль за того, что значительно ограничил доступ к ресурсу за счет высокой цены. Да, он выиграл, но это означает, что во всем общественном организме, где ресурсы не берутся ниоткуда, существенно проиграл кто-то другой.
Суть здесь в том, что в любой большой системе существует несколько уровней оптимизации, а «рыночники», замалчивая остальные, искусственно вычленяют только один уровень - оптимизацию на уровне предприятия [4], которая доминирует в рыночной экономике, как правило в ущерб оптимизации более высокого уровня. Локальные системы при этом конфликтуют друг с другом, тратя огромные ресурсы на то, чтобы отобрать кусок у кого-то еще, как было показано в приведенном выше эксперименте, а не договориться на уровне всего общества.
Именно на этом «выезжал» СССР, именно этим объясняется его высокая эффективность - он был построен как единая интегральная система [5], где оптимизация шла на максимально высоком уровне. Причем принесение в жертву прибыли на локальном уровне было сознательным, потому что шел более крупный выигрыш от оптимизации распределения ресурсов на уровне всего общества.
В СССР модель распределения билетов (а торговля это именно распределение и ничто иное) была бы решена следующим образом. Цена на часть билетов будет чуть ниже спроса и обеспечит доступность билетов всем. Тогда подавляющее большинство ринется в очередь за дешевыми билетами. Другую часть билетов сделают дороже, но она будет в свободной продаже. Наконец, третья часть билетов будет дорогой, но доступной всегда и будет продаваться дорого вплоть до последней минуты, а потом цена может снижаться. У нас получится типичная социалистическая модель торговли. В этом случае вторая часть будет символизировать советский коопторг, а третья часть - рынок. Кто не хочет стоять за дешевыми билетами, пойдут и купят их чуть подороже. Если же сделать кооперативную систему более удобной - ближе торговые точки, лучшие часы работы и т.д., то значительная часть товаров пойдет через систему кооперативной торговли. Такая система была чрезвычайно развита в СССР во время Сталина и была введена по его настоянию. Не удивительно, что и очередей было немного. К слову говоря, идея кооперативной торговли на государственном уровне и с поддержкой государства принадлежит не Сталину, а Ленину. Сталин просто ее весьма успешно воплотил, несмотря на яростное сопротивление «революционеров-ленинцев».
ПРАВДА О СССР И РАЙАНЭЙР
Сказки сказками, но нам сейчас самое важное понять, что такое СССР, как он функционировал, почему за короткое время стал вторым государством мира, создал Великую культуру, Великий спорт, Великую науку, занявшую второе место (после США) в мире... ? Все эти достижения СССР не дают покоя антисоветчикам, которые пугают обывателя неисчислимыми язвами и пороками, будто бы имевшими место в СССР (см. памфлет выше). Наша задача разоблагать все эти лживые попытки и объяснять, что же было на самом деле. Как же большевикам удалось создать столь замечательную страну, как им удалось сделать всех счастливыми и равными?
Недавно мне попалась на глаза статья, в которой СССР сравнивался с низкотарифными авиакомпаниями. Я заинтересовался и стал искать. Мне пришлось несколько раз летать на самолетах авиакомпании Райнэйр (Ryanair). Это крупнейшая в Европе компания. Она имет свою штаб–квартиру в Ирландии, но по сути является общеевропейской компанией. Что же такое представяет собой система Райанэйр? И какое отношение она имеет к социализму? Мои наблюдения показывают, что самое, что ни на есть прямое.
Какие же принципы исповедует эта крупнейшая в Европе авиакомпания? Вся ее работа направлена на снижение цены билетов на самолеты, что обеспечивает ей конкурентное преимущество и позволяет обходить конкурентов. Недавно я столкнулся с ситуацией, когда цена билета от Пескары до Франкфурта была равна нулю евро. Конечно это лишь тариф. Когда покупаешь билет, к данной цифре приплюсовываются налоги за пользование аэропортами, и тд и тп. Сам же по себе, хотя и рекламный факт, но заслуживает внимания. В любом случае тарифы даной авиакомпании ниже, чем у любой другой. На перегруженных трассах цена может быть гораздо ниже, чем те, которые устанавливают национальные перевозчики. Но необходимо, чтобы эти услуги были востребованы. Компания имеет самое меньшее в мире среднее опоздание самолета, самую высокоую запоняемость салонов. Чтобы выжить в конкурентной борьбе надо, чтобы рейсы были всегда полные.
Как же добилась эта авиакомпания такой низкой цены на билеты? Оказывается, все очень просто - для этого компания использует стандартизацию всего и вся и уменьшение ассортимент оказываемых услуг. Перечислю лишь некоторые из используемых компанией приемов для удешевления билетов.
1. Самолеты компании летают практически на одинаковые расстояния. Сеть аэропортов медленно расширяется, причем не сразу, а сначала оценивается экономическая эффективность данного рейса и данного аэропорта. 2. Компания использует один тип самолетов, что позволяет экономить на стандартизации их обслуживания. 3. Компания отказалась от дорогих, хотя и более удобных аэропортов. Компания использует дешевые, хотя и менее удобные аэропорты. Как правило, это периферийные, редко используемые, часто уже умиравшие аэропорты, не те, которые используются другими компаниями. Обычно такой аэропорт располагается около нескольких крупных городов: например, братиславский аэропорт обслуюивает Братиславу и Вену; аэропорт Ханх обслуживает Гейдельберг, Франкфурт, Майнц, Люксембурег, Кобленц... Или аэропорт Бергамо - это почти час езды до Милана. Но этот аэропорт используется данной компанией для всего Севера Италии. Именно поэтому с эти аэропорты надо ехать на автобусе или поезде. 4. В аэропортах автобусов и выдвижных лестниц, связывающих самолет и аэровокзал - идешь пешком прямо по полю под наблюдением персонала. 5. Уже давно фирма использует электронные билеты. 6. Количество мест бесплатного багажа строго ограничено. 7. Компания отказалась от бесплатной раздачи пищи на борту. Хочешь есть - плати деньги. Однако почти никто из пассажиров не хочет - все экономят. За счет этого уменьшено число бортпроводников. 8. Нет разделдения билетов на прямые и обратные. Обслуживается только один рейс, тогда как другие компании продают туда и обратно за ту же цену. 9. В самолетах нет рекламных журналов или их сначала раздают, а потом собирают.
Давайте теперь сравним казалось бы несравнимые вещи - организацию обслуживания пассажиров в Райанэйр и продажи колбасы в СССР (В скобках замечу, что главный параметр - полное потребление).
1. Меньшее число сортов колбасы в СССР - стандартизация рейсов и расстояний в Райанэйр. В СССР продавалось только 5 сортов колбасы, но качественной, из мяся, а не из дерма, как сейчас в России - число аэропортов в Райанэйр ограничено, но очень точно выполняется расписание.
2. За колбасой надо стоять в очереди, что неудобно - неудобно добираться в аэропорты Райанэйр.
3. Чуть заниженные цены на колбасу в СССР, чтобы не было выбрасывания колбасы - низкая цена на билеты в Райанэйр, чтобы рейсы были полные.
4. Уменьшенное число продавщиц и магазинов в СССР - уменьшенное число аэропортов и бортпроводниц в Райанэйр. Кстати, сейчас выработка на одного российского продавца гораздо меньше, чем в советские годы.
5. В магазинах СССР давалось не более 2 кг колбасы в одни руки - в Райарэйр билеты продаются только один конец. Как видим, все очень похоже.
ОЧЕРЕДЬ НА ЗАПАДЕ
Одна из главных идеологических подтасовок демократов состоит в идее некоего "общества потребления" на Западе и "дефицита" в СССР. На самом деле, дефицит есть везде, только он разный. В СССР был дефицит элитных товаров, в развитом мире - простых и дешевых товаров. Рыночная экономика Запада де факто не в состоянии обеспечить огромный платежеспособный! спрос на дешевые товары. А те - действительно выскокачественные, но очень дорогие товары, что в каталоге ОТТО пугали советских лохов - не более 40-50% реального спроса. Сейчас 1,5 -миллиардный Китай, начиная с 90-х, только тем и занимается, что зарабатывает на жизнь, ликвидируя дефицит дешевых - и довольно поганых - товаров на Западе.
И все же, а есть ли очереди на Западе? Да, сколько угодно, на Западе очереди - постоянное явление. В Соединенных Штатах, когда начается так называемая "Черная пятница", день, в который традиционно ставятся рекорды продаж, возникают такие очереди, что советские отдыхают. Магазины крупнейшей розничной сети страны, Wal-Mart, открываются в пять утра, тысяча универмагов JCPenney - в четыре. В пять открылись и игрушечные магазины Toys "R" Us. На сотни товаров, включая электронику и бытовую технику, были предложены большие скидки - до 50 процентов. За час до открытия перед магазинами выстроились очереди по несколько сотен человек. Первые покупатели начали прибывать в три утра [6]. Или недавно в северном финском городе Рованиеми открыли английский супермаркет. По телику открытие показывали. У дверей собралась огромная толпа, ожидающая открытия. Когда двери открылись, финны ломанулись. Финны - народ флегматичный, спокойный, - протискивались через толпу и двери, отпихивая друг друга локтями и плечами, попав же внутрь, бегом бросались в отделы. В одном западном городе в центральном супермаркете с 7 до 8 утра вчерашние продукты продают с 50-процентной скидкой. И возле у него тоже очередь каждое утро - в 7 (!!!) утра [7].
Недавно я был в рыночной Франции в Дисней-Лэнде под Парижем. Там есть единый бидет за вход. Далее стоишь в огромной очереди, чтобы попасть в аттракцион. Но есть добавочная услуга. Платишь 2 евро и идшь без очереди. Так вот, я за 1 час видел одну пару и ту из русских, которые воспользовалисъ этой услугой. Так что в этом рассуждении пример про плату за проход вне очереди, что его именно русские заплатили, очень показателен. Я же подобно французам 2-3 часа в очереди спокойно постоял. Французы же оказались на редкость жадными. Они стояли по 1-2 часа в каждый павильон.
Итак, выгодность очереди очевидна и на Западе. Иначе они бы не устраивали распродажи и не делали разные цены на совершенно одинаковые авиабилеты с возниконвением очередей, называющихся листами ожидания на дешевые авиабилеты.
ОСОБЕННОСТИ ОЧЕРЕДЕЙ НА ЗАПАДЕ
Как видим, очереди на Западе есть, только они организованы по-другому. Очередь на Западе организована так: раньше встал - раньше получил. Очередь организована таким образом, чтобы не создавать неудобств клиентам. 1. Никто не занимает очередь. 2. Очередь организована через номерки.
Пришел - взял номерок, пришла очередь номерка - получил продукт или услугу. Если очередь номерка прошла, то никто тебя уже вперед не пропустит. Более того, никто тебя не пустит встать в очередь даже к своей жене или сыну. Интересный пример из жизни Америки привел один мой знакомый, живущий в США. Ситуация - срочная распродажа товаров в магазине из-за его банкоротства. Цены при таких распродажах часто снижаются в разы. Поэтому, конечно, возникает очередь из любителей сэкономить. Будучи однажды на такой распродаже, знакомый по русскому обычаю пришел с женой и быстренько прошел и встал в очередь у кассы (советская же закалка). Жена знакомого выбирала уцененные товары и успела к нему с этими товарами до того момента, пока его очередь прошла. Знакомый и жена хотели просто обменяться тележками или хотя бы жена хотела передать товары знакомому, чтобы он заплатил. Однако американцы сказали, что она не имеет права это проделать. Пришлось встать в конец очереди.
Когда я показал статью своим российским знакомым, они меня не поняли. А что там есть такой закон, по которому жена не может класть товар в корзину мужу, спросили они? Что бы было, если бы муж и жена наплевали на мнение американцев, стоящих в очереди и обменялись товарами? Что бы им сделали - силу бы применили - на каком основании? Я им ответил, что формально там такого закона нет, но есть традиция общества и продавец, не будет вам продавать, если очередь против. Закон же не может предусмотреть все.
Возьмем, например, билеты на самолет. Здесь имеются очереди на дешевые билеты. Если заказать билеты на рейс за 3 месяца, то можно найти и купить очень дешевые билеты. Ближе к вылету, ты можешь встать в очедерь ожидающих дешевые билеты. Система скидок есть та же очередь. Кстати она очень часто и возникает за товаром, на который распротраняются скидки.
Когда я первый раз выехал на Запад без сопровождения (это было в Стокгольме), он зашел на вокзал и увидел, что у каждой билетной кассы стоит только один человек, остальные либо сидят на скамейках рядом либо расхоживают. Над кассами же какие-то цифры высвечивают. Первой мыслью было немедленно встать у кассы и автор немедленно подошел к ближайшей кассе и встал, плотно прижавшись к предыдущему клиенту, который очень удивился, но ничего не сказал. Когда "подошла" очередь автора кассир объяснил автору, что он должен оторвать номерок и ждать когда мой номерок высветится над кассами и тогда можно идти к свободной кассе. Такая система решает многие проблемы очередей. Нет несправедливого параллелизма очередей. Нет ситуации, когда надо решить в какую очередь и 2-3 встать, а затем нервничать, а вдруг другая очередь движется быстрее. Мне в свое время показалось странным, почему было так трудно придумать систему бумажных номерков, почему нельзя было организовать такую же шведскую систему с номерками - сделать это было элементарно. Но потом я долго думал и понял, а чем эта система с номерками и цифровыми табло принципиально лучше советской? Дороже только, вот и все. И "преимущества" ее видны только при небольших очередях. Если народу полно - то где он будет сидеть и прогуливаться? - все равно толпа будет. В советской очереди тоже не обязательно было стоять, уткнувшись в спину переднему. Если были скамейки, то можно было и посидеть, можно было занять очередь и идти гулять. Но самое главное - советская очередь была отражением ментальности русского народа, народа который привык пропускать вперед себя, например, детей и стариков.
На Западе это делать не принято. Они не пропускают стариков вне своего номерка. С номерками старик обычно сидит и не просит. Просить в такой ситуации считается неприличным. Но если ему надо, он может найти обладателя номерка перед ним и обменяться. Наконец, есть специальные кассы, где можно попросить персонал ускорить обслугу в виду чего-то. Или обратиться к старшему и он даст команду пропустить и очередь обычно соглашается. Неприлично отказывать. Более того, тут считается приличным именно пропускать вперед, чем просить уступить очередь. Вот, например, приходит в нашу стотловку рабочий, потом приходит другой, но уже за мной. Обычно первый уходит ко второму. Но я могу второго пропустить вперед и часто так и делаю.
Кроме того имеются разные культурные предпосылки. В Швейцарии потерянный кошелек с деньгами отдают, а в Африке машины с платных стоянок перед супермаркетами воруют и горды этим. В Африке ограбить человека или украсть у него собственность является заслугой и вызывает гордость и виноват не тот, кто грабит, а тот, кто позволил ограбить и не принял всех мер по защите своей собственности. В СССР есть правило занимать очередь. На Западе такого правила нет. Поэтому введение номерков в советское время могло вступить в противоречие с традициями русского народа занимать очередь и пропускать своих родственников.
А вот ещё один пример. Часто, когда на Западе авиакомпания продает на рейс билетов больше, чем мест в самолете, в расчете на то, что часть пассажиров откажется от полета. Если же пассажиров приходит больше, то задача решается рыночным методом. За отказ от полета компания предлагает денежную компенсацию и увеличивает ее размер до тех пор, пока количество желающих лететь не сравняется с количеством мест. При этом все довольны: авиакомпания заполняет места в самолете, те, кому нужно, летят, а тот, кто отказался от полета, доволен размером полученной денежной компенсации. Однако, по мнению одного из участников Интернета, "подобный способ сомнителен с моральной точки зрения - он разжигает у людей жадность - нахаляву " заработать" деньги, ничего не делая. Гораздо моральнее просто спросить, кому надо срочно, а кто может потерпеть. Это вызывает людей на общение и заставляет принимать благородные решения - потерпеть ради других. Фактически предлагаемый на Западе способ априори предполагает человека кучей грязи, которая ни за что и никому даром не уступит. В общем меня от подобного разруливания очередей тошнит. Я бы не остался доволен применением подобных методов. Опять же непонятно, а если сумма, на которую согласятся в качестве компенсации превышает ту сумму, на которую компания продала больше билетов? - Ведь это же будет уже убыток. Это уже будет не просто возврат денег с разжиганием жадности у несознательной части пассажиров, но и возврат с процентами."
ОЧЕРЕДИ В НЫНЕШНЕЙ РОССИИ
А что же сейчас в России? Увы, очереди никуда не ушли. Приведу несколько свидетельств из Интернета. "В продуктовых магазинах даже встречаются. В наших сельмагах постоянно бывают, когда приходят вечерние автобусы из города. Или когда привозят хлеб или иные товары. Продавщицы принимают товар, а за это время собирается небольшая очередь.
Очереди в кассах универсамов разных торговых сетей, которые сейчас, похоже, активно внедряются по всей России - дело обычное. В конце рабочего дня. Кстати, большинство таких универсамов пытаются оптимитизировать обслуживание населения именно так, как описывает автор статьи. В часы пик сажают кассиров за все кассы, а днем обходятся 1-2-3 работающими кассами. Прочие же кассиры занимаются в это время другими работами. Фасовкой товаров, например. Но от очередей это все равно не избавляет полностью, только частично. Количество покупателей намного превышает пропускную способность касс."
"Очередь при Путине. Один примерчик. Свидетельствую...Год 2007, ЛЕТО. Посёлок в Подмосковье (Завидовский, между прочим).
Утро (шёл по грибы, между прочим). Первое свидетельство: стоит очередь на улице из десятка-двух человек с различного калибра ёмкостями, ждёт чего-то, с разных сторон подтягиваются люди... Второе свидетельство: иду по посёлку, обгоняет БЕГУЩАЯ тётка с ёмкостью; оказывается, цистерну с молоком уже привезли; народу уйма, с разных сторон спешат люди; некоторые с ВЁДРАМИ, явно - всем не достанется... И чего они, с ума что ли все посходили? Рядом магазин - там этого молока завались!"
Вот ещё рассказ из Интернета [8]: "Москва 2008 год декабрь. Моя супруга работает... скажем так - менеджером в торговой сети - сетка, одна из ведущих (я не хочу конкретизировать) - так вот - про 100 сортов колбасы
1. они должны быть в магазинах (не обязательно 100 - но так что бы выглядило что их 100, именно выглядило) - требование центрального офиса
2. берут в основном низший ценовой сегмент (остальное тоже - но.... )
3. за низшим ценовым сегментом - бывают очереди - позаписи - всё как ТОГДА - люди специально узнают (звонят, узнают когда ЗАВЕЗУТ)- если товар - допустим колбаса - и активисты стоят и ждут... подходящих ЗАПИСЫВАЮТ (номерок на руке).... всё - машина приехала - кто не записан - в пролёте.... (сотрудникам магазина может не достаться - ибо "они там под прилавкам прячут!!!!!(иногда прячут... зарплаты не большие - а купить что-то процентов на 30 % дешевле - всегда приятно)".
"Вот какие наиболее запомнившиеся очереди мне доводилось стоять в последнее время:
Очередь в сберкассу - 1 час.
Очереди за ЖД билетом - около 1 часа
Очередь в Ашане - 30 мин.
Бывают 5-15 мин очереди в других магазинах.
Очереди к врачу надо выносить отдельно потому что есть запись, а есть и ожидание по записи.
Очередь в МОТОТРЕР(ГАИ) - 2 часа /1 день.
Очередь в гарантийную мастерскую - очередь не выдержал, предположительно пять часов.
Очередь в суд - 3 часа."
"А виза в европейскую страну? Или в БТИ? Да и вообще за каким-нибудь государственным штампом на бумажке? Самый яркий пример - это ОВИР (уже называются иначе). Хочешь - стой в очереди, могут завернуть по несколько раз, хочешь - отдай некую сумму, по тогдашнему курсу не более 5 долларов в близлежащее бюро, там же сотрудницы в овировской форме тебе все объяснят, подготовят пакет документов, документы должен ты представить, можно не один раз туда придти, если с собой чего не взял. Потом стой в очереди, но у тебя все равно возьмут с первого раза. Для особо нетерпеливых разные фирмы были готовы (но эти лавочки стали тихо-тихо прикрывать) хоть в один сделать загранпаспорт от МИД за соответствующие цены. Так же и по оформлению виз зарубежных промышляли."
"В Питере в свое время Илья Южанов огранизовал регистрационную палату, в которой учитывались права на недвижимость. Клерки получали нормальную зарплату и все очень четко работало. Петербургский опыт понравился и его решили распространить на всю федерацию. Но при этом перевели служащих на федеральные оклады, раза в три поменьше. Тут же половина персонала разбежалась, выстроились очереди, начались записи и дежурства, появились жучки, торгующие местами в очереди, у клерков начало подозрительно быстро расти благосостояние...
"А самые массовые очереди, очевидцем и участником которых я был в нынешнее время - это очереди в БТИ и муниципальных управах. Связанных с приватизацией жилья. Там и записывались, и на перекличку ходили, а где и номера на руке писали. Выезжать в управу приходилось первым автобусом, чтобы пройти где-то после обеда.
Не такие громадные очереди, но все же большие имеют место в налоговых инспекциях в отчетный период, у нотариусов по наследственным делам, в гражданской коллегии судов общей юрисдикции. И разумется, в органах ФМС РФ. Везде очереди."
Итак, очереди не ушли. Они стали другими. И самая массовая очередь России - очередь на право проезда по дороге, то есть пробки.
БЫЛИ ЛИ ОЧЕРЕДИ В СССР ТОТАЛЬНЫМИ?
В советские времена возмущавшимся пассажирам общественного транспорта говорили: не нравиться - на такси езжай (ныне в Москве это устарело - одни пробки, что есть ни что иное, как очередь на право проезда по дороге. В СССР метро и электрички были лучше, пробок не было). А хочешь дешевого транспорта или дешевого мяса то едешь в толчее или идешь в магазин и стоишь в очереди. Если не хочешь очереди, то заказываешь такси либо идешь в коопторг или на базар и покупаешь без очереди то же самое мясо, но чуть дороже. Можно дать в лапу продавцу и он тебе продаст мясо из под полы либо по той же цене, но тогда ты будешь ему должен оказать услугу, либо пюродаст мясо с небольшой наценкой, которая пойдет ему в карман. Цепочку можно продолжить. Берешь день за свой счет и едешь в Моксву или в другой центр и покупаешь там. Или заводишь себе бычка и потом весь год с мясом или нанинаешь себе колхозника он тебе выращивает бычка и т.д. Но все почему-то предпочитали давиться в очередях за дешевой колбасой, как и французы в Дисней-Лэнде
Вот один либерал-чистоплюй пишет. "Я например, просто не представляю, что мог оказаться в ситуации, когда я давал бы взятку какому-то прохвосту за то, что он мне вынес бы что-то с заднего входа... Ведь в этом случае, я - честный человек, становился бы таким же преступником как и этот торгаш. " Во время обсуждения на форуме я, во-первых, обратил внимание этого чистоплюя, что преступник это тот, чья вина доказана судом. Пока это не сделано, честность человека не может быть подвергнута сомнению. Во-вторых, я дал этому чистоплюю подробную инструкцию, как давать взятку прохвосту: "Делается это очень просто. Берешь руку, подносишь ее к банкноте. Захватываешь двумя пальцами и поднимаешь. Затем руку движешь в сторону прохвоста. При этом можно даже молчать. В результате прохвост захватыувает своими двумя пальцами вашу банкноту и теперь ваша задача ослабить напряжение мышц ваших пальцев. В результате ваша банкнота оказывается уже у прохвоста. Если не получится, я могу дать более подробные иструкции и даже описать последовательность сокращения мышц." Ну я если серьезно, то полностью искоренить подобного рода преступность невозможно. Хотя ошибаюсь. Был и исторический пример. Как я уже писал [9], это деятельность Пол-Пота в Камбодже.
Либералы кричат, что, мол, это аморально - когда даешь в лапу или занимаешься общественной работой и тебе дают товар вне очереди...
Да. В лапу давать может и аморально, но это зависит от общества (в арабских странах есть бакшиш, который не является не аморальным).
Итак, советская очередь, которая была организована по типу компании Райанэйр, - это способ максимилизации потребления при наиболее экономном использовании ресурсов и минимизации резервов. Очередь же имеется при любой организации экономики. И никакой рынок никогда не избавит от очередей вовсе. Или будут пропадать товары. На Западе очередь организована по-другому - она реализуется в виде скидок на товары. Используются распродажи, иначе не успеют продать. И там тоже люди давятся в очередях. В СССР же были свои аналоги распродаж - магазины уцененных товаров. Но наиболее успешно действующим аналогом советской очереди является деятельность компании Райанэйр.