|
От
|
Pokrovsky~stanislav
|
|
К
|
Борис
|
|
Дата
|
09.01.2009 13:57:30
|
|
Рубрики
|
Прочее; Тексты;
|
|
Re: Кожинов о...
>А мои родственники в конце 1941 - начале 1942 были в оккупации в Старицком районе Калининской (Тверской) обл. (линия фронта даже 2 недели аккурат через деревню проходила), и когда война откатилась западнее, они оказались фактически в тыловой зоне Ржевского фронта.
Я читал. Но Кожинов все-таки оказался принявшим навязываемую точку зрения о неудачности Ржевской битвы для Красной армии.
А меня, прошу прощения, уже 20 лет невыносимо смущало Варшавское шоссе. Мимо монумента на Зайцевой горе я ездил от своего НИИ в колхоз. Все время задавал себе вопрос. За что можно было в этом месте упорно бороться?
Оказывается, было за что. Собственно Зайцева гора - на Варшавском шоссе. Захват ее перерезает шоссе. И сколько-то дивизий, которые держат фронт до Юхнова оказываются связаны с тылом только по редким лесным грунтовым дорогам между Юхновым и Вязьмой. Именно в этих дремучих лесах я как-то собирал землянику с черникой. Глухомань такую поискать надо! Но это как бы мелочь.
Всего в паре километров западнее Зайцевой горы деревня Милятино, стоящая на ж/д линии, идущей на Брянск. Она обеспечивала маневр дивизиями между Ржевским выступом и поворачивающим на восток участком немецкого фронта - т.н. жиздринско-болховским выступом. Без помощи дивизий с ржевского выступа - не удержать позиции на Жиздре. Это было продемонстрировано Жиздринско-Болховской операцией Западного и Брянского фронтов 5-12 июля 1942 года. Небольшое продвижение этих фронтов вперед сначала проходило почти беспрепятственно. Но дальше утыкалось в экстренно прибывающие из-под Ржева и Вязьмы танковые и мотопехотные дивизии немцев. Вопрос только о соотношении темпов движения вперед наших войск и прибытия немецких контратакующих подкреплений.
Если подкрепления едут кружными путями, то Красная армия быстро прорывается на Брянск. Это совсем близко. В Жиздре смотрят телепередачи брянского телевидения. Перерезана еще одна дорога. Которая связывает Ржевско-Вяземскую группировку с югом через Смоленск-Рославль-Брянск. Далее -прямой путь на Унечу(еще один ключевой ж/д узел, перезающий связь Витебск-Орша-Кричев-Унеча-Дружба на ж/д Москва-Киев) и - далее на Днепр.
И тогда - Восточный фронт немцев разрезан пополам. Западнее Днепра припятские болота тянутся аж до границы СССР.
Малочисленные(для огромной протяженнности фронта и коммуникаций) немецкие войска на степном ТВД могут сообщаться с основными силами групп "Центр" и "Север" теперь только через Ковель-Брест.
Соответственно вся масса нашего мощнейшего Западного фронта нависает над открытым левым флангом группы армий "Юг". Нависает так, что всю южную группировку надо срочно эвакуировать за Днепр.
Короче. Наступление немцев на Кавказ и Сталинград проходило в условиях, при которых эти войска могли оказаться полностью отрезанными по Днепру. Все зависело от прыткости генерала Моделя в беличьем колесе между Ржевом и позициями на Жиздре.
В октябре 1942 произошло незамеченное историками военное событие. Саперы Западного фронта подкопались под позиции немцев на Зайцевой горе, подорвали их, Зайцева гора была окончательно взята. А вслед за этим было взято Милятино. К началу наступления советских войск под Сталинградом и одновременной операции "Марс" против Ржева прямой путь переброски войск между Ржевским выступом и группой "Юг" через Вязьму-Брянск уже не существовал. Только по крюку Ржев-Вязьма-Смоленск-Рославль-Брянск. По партизанским лесам. И при наличии угрозы удара Западного фронта на Брянск из района Жиздры.
Вот что было по-настоящему страшно. И за этими страхами совершенно немыслимым оказался как бы незначительный, не имевший стратегического замаха удар в тыл "всего-лишь" армии Паулюса. Русские шахматы, однако.
Немцы спасались от немедленного мата. И этой матовой угрозой их принудили пропустить вилку на ферзя.
И фронт группы армий "Юг" начал сворачиваться последовательными операциями на открытых флангах не с севера - от Брянска, а с юга.
Но главное, в этой шахматной партии было то, что немцы не имели в центре перспектив самостоятельной игры. С ними, похоже, действительно, играли в кошки-мышки.
Парадокс ситуации в том, что с лета 1942 прочность и боеспособность всего немецкого фронта зависела от нескольких танковых и мотопехотных дивизий, мотавшихся между Брянском и Ржевом. А Красная армия не пыталась наращивать силы для решительного удара на Брянск-Унечу. Маневренную войну с глубокими операциями вести было еще рано. Надо было заставлять противника нести тяжелейшие потери в контратаках. А собственную армию при этом превращать в мобильную и радиофицированную.