От Георгий Ответить на сообщение
К C.КАРА-МУРЗА Ответить по почте
Дата 04.10.2001 11:20:07 Найти в дереве
Рубрики Крах СССР; Тексты; Версия для печати

Вот кому точно полагалось бы быть "ястребом", а он...

"...Таким был город Лиепая в годы юности Арвида Янсонса. Здесь он родился 24 октября 1914 года...
Особенно после переезда в Ленинград в 1952 году разворачивается его интенсивная творческая деятельность... В нем никогда не было
отвратиельного свойства недалёких людей - гордыни..."
(Людмила Ван-дер-Флаак. Из книги "Арвид Янсонс: Воспоминания о музыканте и человеке. - СПб.: Композитор, 1994, с. 9,10)

"...После неодократных триумфальных гастролей в Японии емц было присвоено звание почётного дтотжёра Токийского симфонического
оркестра, а позже - почетного гражданина Токио. Причём в этом городе к нему проявлялось совершенно особое отношение. в 1964 году,
приехав туда с заслуженным коллективом, Янсонс был потрясен тем, что местный симфонический оркестр, с которым он до того выступал
четыре раза, собирались распустить из-за финансовых трудностей. Янсонс тут же принял решение дать концерт с этим оркестром,
пожертвовав в его пользу весь свой гонорар. Это была сенсация, распространённая всеми газетами! Благодаря великодушному поступку
маэстро прекрасный коллектив был спасён. Память о почётном дирижёре Токийского симфонического оркестра и поныне жива в Японии..."
(Людмила Ван-дер-Флаак. Из книги "Арвид Янсонс: Воспоминания о музыканте и человеке. - СПб.: Композитор, 1994, с. 13)

"...Его имя заблистало после ленинградского смотра молодых дирижёров в 1946 году, когда АрвидЯнсонс получил вторую премию,
выделившись среди участников поэтичностью и артистизмом...
...В то время малоизвестный дирижёр Латвийского национального оперного театра, латыш по национальности, какими бы достоинствами он
ни обладал, не мог рассчитывать на первую премию. В сталинское время неукоснительно соблюдались законы "дружбы народов" под эгидой
железного кулака "старшего брата" и непогрешимой КПСС (какой текст, какие слова! %-))- Г.) Не могло быть отклонений и при раздаче
премий на конкурсах, даже если в жюри председательствовал такой кристально чистый человек, как Д. Д. Шостакович, никогда не
склонявшийся (ой ли? - Г.) перед сталинскими бонзами, неподчинение которым могло иметь и трагический исход, как это бывало с
миллионами жертв благодетеля и отца народов. Закон есть закон: первую премию получил русский, правда тоже очень способный человек
(автор не удосужился даже назвать его имя - Константин Симеонов. Впрочем, чему удивляться - он сам получил вторую премию вместе с
Янсонсом! - Г.), имеющий большой дирижёрский опыт, вдобавок (что тогда тоже было очень важно) фронтовик, участник только что
окончившейся Отечественной войны, прошедший всю эту бойню (вот так! - Г.) простым солдатом и имеющий ранения...
(Роман Матсов. Из книги "Арвид Янсонс: Воспоминания о музыканте и человеке. - СПб.: Композитор, 1994, с. 55,56)

"...Арвид всегда отличался прекрасной артистической внешностью, и его с годами поседевшая шевелюра хоть до некоторой степени
облагораживала стиль социалистического реализма, господствовавший тогда под руководством Фурцевой. На фоне общегосударственного
жлобства, от которого страдала и стонала вся Россия (еще бы! - Г.), было вдвойне приятно общение с милым и интеллигентным Арвидом
Янсонсом.... В угоду своей карьере он не позарился на партийный билет..."
(Виктор Либерман. Из книги "Арвид Янсонс: Воспоминания о музыканте и человеке. - СПб.: Композитор, 1994, с. 77,78)

"... Из-за бесчеловечной политической обстановки, царившей в то время в СССР, он лишь изредка мог покидать свою страну. Поэтому ему
не посчастливилось стать столь же знаменитым дирижёром, как его коллегам-современникам в западном мире. [...]
...Арвид Янсонс очень часто посещал Будапешт. Однажды во время его пребывания в этом городе он попросил меня достать для его
автомобиля запасную часть. При социализме что-либо достать всегда трудно.... В конце концов Арвид Янсонс присоединился ко мне.
Случайно мы попали в темную, грязную мастерскую, расположенную на заднем дворе. Мы должны были спуститься по крутой узкой подвальной
лестнице, чтобы порыться в кладовке. Мне было немножко жутко в этой гпязной нездоровой мастерской, среди замасленных рабочих. Арвиду
Янсонсу же, похоже, все это отнюдь не мешало. Словно на большом приёме, он протягивал каждому руку и разговаривал с рабочими, как со
своими оркестрантами..."
(Петер Гунде. Из книги "Арвид Янсонс: Воспоминания о музыканте и человеке. - СПб.: Композитор, 1994, с. 147,148)


"... Однажды Янсонсу предстояло дирижировать концертом, солистом в котором должен был выступить эмигрировавший Владимир Ашкенази.
Никто не обратил на это особого внимания; все были лишь рады тому, что в одном концерте посчастливится увидеть сразу двух прекрасных
артистов. Однако другого мнения придерживался советский атташе по культуре: орлиным взором он заметил, что эмигрант намеревается
музицировать совместно с советским гражданином. Советский Союз в опасности, кошмар должен предотвращён! Арвиду Янсонсу в резком тоне
было дано распоряжение сказаться больным, что он и сделал с тяжёлым сердцем вечером накануне концерта. "До того случая его сердце
было абсолютно здоровым, однако эта грубая выходка нанесла ему глубокую рану", - вспоминает Пааво Берглунд. [...]
...Мемуары Дмитрия Шостаковича, составленные Соломоном Волковым, полны упрёков первому секретарю Союза композиторов СССР Тихону
Хренникову: по сравнению со Сталиным он негодяй вдвойне, с постоянными эпитетами "подлец" или "волкодав". Однажды я задал Арвиду
Янсонсу вопрос, что он думает о Тихоне Хренникове, и он ответил:
- Хренникова часто осуждают, но мало кто вспомнит или захочет вспомнить, как много хорошего он сделал, молча помогая людям.
Я спросил и у Эмиля Гилельса, что он думает о Хренникове: негодяй тот или нет?
- Безусловно, негодяй, - ответил Гилельс, пытаясь рассмеяться.
- Но как может быть, что такой честный человек, как Арвид Янсонс, с благодарностью отзывается о нём?
- Просто у Арвида Янсонса такое доброе сердце, что он не способен о ком-либо думать плохо, - посерьёзнев, ответил Гилельс..."
(Сеппо Хейкинхеймо. Из книги "Арвид Янсонс: Воспоминания о музыканте и человеке. - СПб.: Композитор, 1994, с. 169,170)